Найти в Дзене

Как БАМ мог протянуться до Аляски

Оглавление

Рассказываем, как придумали БАМ и чуть не провели его на другой континент

От задумки до стройки

Советскую стройку века задумали раньше, чем появился СССР. Уже на рубеже XIX и XX столетий стали поговаривать о том, чтобы проложить рельсы в тех местах, где сегодня проходит БАМ. Правда, тогда строили другую знаменитую магистраль — Транссиб. В итоге он протянулся по более доступным территориям, заметно южнее, а земли нынешнего БАМа признали непригодными.

Но даже несмотря на вечную мерзлоту и суровые условия, идею не забросили. Уже позже, в 1920-е годы, начались работы по проектированию железной дороги, которая огибала бы Байкал с северной стороны. На этом этапе приступили к топографической разведке и аэрофотосъёмке. Тогда же впервые прозвучало название "Байкало-Амурская магистраль".

-2

География БАМа

Рассматривались самые невероятные проекты. В одном, например, дорогу предлагали проложить от Иркутска до Якутска, а затем через Берингов пролив на Аляску. Финальный же маршрут утвердили в 1932-м: от Тайшета до Советской Гавани.

Авторство: Svetlov ArtemУчастники OpenStreetMap. openstreetmap.org, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=55609719
Авторство: Svetlov ArtemУчастники OpenStreetMap. openstreetmap.org, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=55609719

Рождение и рост

В то время, кстати, желающих возводить БАМ было немного. На работы собирались отправить 25 тысяч человек, а нашлось лишь 2,5 тысячи. Поэтому самые первые и сложные участки магистрали создавали заключённые. Основное строительство БАМа стартовало в 1938-м, оно не останавливалось ни во время Великой Отечественной войны, ни после неё. Дорога росла:

  • в 1940–1941 годах построили участок от станции БАМ на Транссибе до посёлка Тындинского (позже дорогу разобрали для нужд фронта);
  • в 1943–1945 годах — от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани;
  • в 1947 году поезда начали ходить по линии Тайшет — Братск;
  • в 1951-м дорогу продлили до станции Лена.
-4

Перерыв и взлёт

Затишье наступило с 1958 года и длилось почти 10 лет, после чего стали проводить новые изыскания. И вот, в 1974 году начался тот самый знаменитый этап — всесоюзная стройка. На неё с энтузиазмом ехали комсомольцы со всей страны. БАМ рос и обрастал посёлками и станциями, молодёжь ехала в тайгу возводить железную дорогу, а ещё петь под гитару, знакомиться, влюбляться и проживать дни и месяцы, которые запомнятся на всю жизнь.

-5

Один из тысяч

Одним из студентов, приехавших на Байкало-Амурскую магистраль, был Рафаил Касимов, в 1975-м — студент Московского института инженеров железнодорожного транспорта. Его отряд возводил щитовые деревянные дома для строителей, школу и теплотрассу в посёлке Нагорном.

-6

Второй раз он приехал на БАМ после окончания института, в 1979 году, чтобы готовить жильё для строителей и шахтёров в посёлке Беркакит, вблизи угольного разреза Нерюнгри в Южной Якутии. Студенты ездили и на угольный разрез — на экскурсию. За участие в создании БАМа Рафаил получил почётную грамоту и до сих пор вспоминает: "Было жаль расставаться с этим дивным краем".

-7

Окончание стройки и новые планы

10 лет строители шли навстречу друг другу, чтобы 29 сентября 1984 года стройка века замкнулась на разъезде Балбухта в Каларском районе Забайкалья.

Рельсы сомкнулись, а работа продолжилась. Нужно было электрифицировать магистраль и проложить Северомуйский тоннель. В эксплуатацию БАМ сдали в 1989-м, а вот тоннель завершили только в 2003-м.

Сегодня работы на Байкало-Амурской магистрали продолжаются. В планах — увеличение количества двухпутных участков, реконструкция объектов дороги и прилегающей к ней инфраструктуры. Авторы "Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года" предполагают, что по БАМу вскоре будут перевозить в 2–3 раза больше грузов.

-8