На днях произошла ситуация, после которой я поняла: так это же он, кризис 2х лет. Вот ты какой, зверь невиданный. Докатился таки до нас. И заставил дочь устроить истерику.
Хоть это был не первый всплеск Лизаветкиных эмоций, после которых на стрессе сидит уже мать. Но, это была ее первая показательная истерика. И выглядела она так.
Был обычный декретный день. Его распорядок мало, чем отличался от предыдущего. Как вдруг, в руках у дочери оказалась куколка. С виду обычная игрушка. С головой на плечах. А потом раз, и нет уже у куклы головы. Лизаветка решила снять её с плеч.
И вроде бы ничего такого в этом нет. Ребёнок увлекся, играет. А мать тем временем пошла делать свои дела, находясь рядом. В следующий момент дочь подбегает ко мне. И даёт сломанную куклу. На, мол, чини. Я возвращаю ей голову на место. И тут Лизаветка опять её отрывает, даёт мне. С той же целью, чини.
Повторяю свои действия снова. И дочь следом свои. На пятый раз моё терпение начинает надрываться. Предупреждаю, что если она опять оторвет голову куклы, то я её выброшу в мусор. Возможно, это не педагогично. Но, как есть.
Дочь с пониманием смотрит. И делает тоже самое. А на мой резкий отказ опять ремонтировать куклу, начинает истерить. И проситься на руки.
Я сдаюсь, и чиню куклу. И происходит все тоже самое. На десятом круге, я сказала "баста". Делай куклу сама. И показала, как, взяв её руками дочери. Не помогло. Снова ломает, и просит сделать.
Тогда я ухожу в полный отказ, проигнориров очередной выпад Лизаветки. В истерике идём к бабушке. С бабушкой все повторяется.
Тут я понимаю, что все это и есть одно из проявлений кризиса двухлетки - непоследовательность действий. Сначала ребёнок хочет, чтобы ему помогли в чем-то, а потом сам этому противится. В нашем случае все выглядит так - не хочу куклу с головой - верни голову на место - нет, не надо - делай обратно. И так во многом, например, в рисовании. На, рисуй - нет, не надо - ты почему не рисуешь. Хочу на качели, не хочу на качели и тд.
Плюс ко всему все ещё играет роль потребность во внимании. И в том, чтобы мать не уходила в свои дела. А продолжала отдавать время ребёнку, несмотря на его относительную самостоятельность. А точнее, повышенное желание и стремление быть самостоятельным.
Кроме этого, у нас есть и другие проявления этого важного скачка в развитии. Так дочь бурно реагирует на помощь, например, на лестнице. Попросту отвергает её. И многое хочет делать сама. А если не получается - истерика. Еще на все "надо" отвечает отказом. Надо идти умываться - нет, надо ложиться спать - я буду играть. При этом делает мать своим хвостом. А если та уходит с маршрута, то опять истерика.
В общем, сложное время настало. А ещё говорят, что "после года будет легче".
Специалисты советую в этот период быть ещё более терпеливыми к выпадам ребёнка. Так же, как и раньше, продолжать оказывать ему эмоциональную поддержку. Несмотря на истерики. И ни в коем случае не наказыать ребенка за его агрессию. Где бы ещё силы моральные для этого найти?
Кстати, Лизаветке уже гораздо лучше. Выздоровление почти наступило. Так, изредка покашливает.
💬как у вас, уже случился кризис двухлетия?