О ситуации, в которой сейчас оказались участники рынка трансграничных расчётов, новых механизмах и перспективах цифровизации этого направления рассказывает Ангелина Акименко, директор по перспективным финансовым технологиям РЭЦ.
— Какие основные выводы можно сделать из первых экспериментов в части восстановления трансграничных расчётов?
А. Акименко: С начала 2022 года многие участники рынка потеряли возможность осуществлять трансграничные расчёты в твёрдых (а иногда и в мягких) валютах. И хотя некоторые банки продолжают работать со SWIFT, пришло время самим создавать новые механизмы таких расчётов — это партнёрская иностранная инфраструктура, трансграничные платёжные хабы, посреднические схемы. Также растёт интерес к бартерным схемам и взаиморасчётам.
До 2022 года большинство схем, которые я описала, были запрещены, нельзя было прийти в банк и сказать «сосед за меня заплатил, закройте контракт». Несмотря на появление новых рисков, были допущены послабления в регулировании, например в части взаимозачётов и пр.
Банки и участников рынка можно похвалить за умение адаптироваться к новым реалиям. Если раньше можно было сделать платёж по трансграничной сделке и забыть о нём, сейчас каждый расчёт выглядит как задачка из учебника по высшей математике.
Кроме того, на рынке появились отличные эксперты в валютном регулировании стран, с которыми им приходится взаимодействовать, знающие локальное законодательство лучше местных властей.
— Каковы основные болевые точки и вызовы трансграничных расчётов?
А. Акименко: Любые «экзотические» способы расчётов означают более высокий уровень рисков и увеличивают их стоимость. Соответственно можно обозначить три ключевых вызова для рынка:
— адаптация к новым ценам трансграничных расчётов;
— адаптация к новым валютным рискам и рискам курсовой разницы;
— постоянно меняющаяся ситуация на иностранной стороне (отключение счетов в иностранных банках, ужесточение валютного контроля, усложнение использования посреднических схем).
<...>
— Были ли изменения в цифровых платёжных инструментах за этот период?
А. Акименко: В части цифровых инструментов изменений пока нет: регулирование криптовалют не появилось ни в каком формате, так же как нет послаблений в части ЦФА для трансграничных расчётов. Чем объяснить такой страх? Ведь рисков здесь не больше, чем при использовании SWIFT в наших реалиях (любая «свифтовка» сейчас несёт угрозу блокировки активов), и пора уже это признать.
— Чем в сложившейся ситуации могут быть полезны цифровые платёжные инструменты?
А. Акименко: Они не станут панацеей от всех бед, но смогут послужить хорошим и эффективным лекарством, особенно в экстренных ситуациях. Но для этого нужно как минимум завершить переход из стадии запрета к стадии временного разрешения.
Интерес для трансграничных расчётов могут представлять три инструмента...
Продолжение читайте на: https://futurebanking.ru/post/4062
29 февраля на форуме FinCore`24 Ангелина Акименко расскажет о перспективах альтернативных инструментов в трансграничных расчётах и действиях, которые нужно предпринять для их успешного запуска. Сайт и программа форума.