Найти тему
Черный Альманах

Что фэнтези говорит о будущем?

Фэнтези — один из ведущих жанров фантастики, популярный среди самой разномастной аудитории. Несмотря на то, что в сюжетах фэнтези могут подниматься достаточно серьезные темы, сам этот жанр воспринимается менее серьезно, чем та же научная фантастика. Магия, особенно слабо проработанная, вполне правомерно считается атрибутом детских произведений, где не стоит задача объяснить, как мир работает на самом деле.

В то же время научная фантастика пытается предугадать, какие технологии будут развиваться в будущем и как они изменят мир. И чем более строго учитываются известные физические законы, тем более серьезным и важным произведением кажется представитель научной фантастики. Подобная попытка предугадать будущее заставляет нас готовиться к различным сценариям, задумываться о действительно важных особенностях прогресса.

Один из моих любимых научно-фантастических сериалов. Он заставляет задуматься о природе жизни и смерти в условиях развития технологий переноса человеческой памяти. Несмотря на то, что второй сезон мне нравится меньше (а арты именно оттуда), в нём всё равно есть немало интересных мыслей.
Один из моих любимых научно-фантастических сериалов. Он заставляет задуматься о природе жизни и смерти в условиях развития технологий переноса человеческой памяти. Несмотря на то, что второй сезон мне нравится меньше (а арты именно оттуда), в нём всё равно есть немало интересных мыслей.

А что фэнтези? Сказка и есть сказка. Обычная история в красочной обёртке. Мы можем и не думать напрямую в таких терминах, но выводы напрашиваются сами собой. И тем не менее, я считаю, что структура сеттингов всего жанра фэнтези вместе с другими представителями мифов — это очень важная подсказка о том, что человечество ждёт в будущем. Просто, чтобы её увидеть, надо посмотреть вглубь логики построения фэнтези-миров.

Несмотря на то, что классикой фэнтези считаются произведения Толкина, такие как Хоббит и Властелин Колец, в общем-то любая сказка или миф древних народов имеет примерно тот же механизм построения мира, а потому мы будем обращаться ко всем ним в своих рассуждениях. Нужно понимать, что философию сказки определяет не столько сама магия или мистика, сколько расклад сил в целом. В большинстве фэнтэзи, мифов и сказок существуют фигуры древних могущественных существ: богов, духов, ангелов или демонов, которые или родились такими, или обрели силу за долгую жизнь. Древняя магия, как правило, сильнее обычной, а потому очень важно понимать устои, правила игры с точки зрения личной истории местных божеств, потому что лишь используя их, можно обрести действительно огромное могущество. При этом часть секретов древности может быть утрачена, а изучение прошлого дарует шанс обрести утерянное величие.

Эльфы и колдуны-майар, такие как Гендальф, передают эстетику древнего Средиземья, полного чудес и магии.
Эльфы и колдуны-майар, такие как Гендальф, передают эстетику древнего Средиземья, полного чудес и магии.

Магическая картина мира почти всегда построена достаточно лично и в ней есть некоторая нотка беззаботности, но вместе с тем и печали. Великолепно это передано в истории Властелина Колец, где сказочные персонажи погибают или, отыграв свой последний бой, уходят в недостижимый для смертных Валинор. Эта атмосфера трогает многих до глубины души, и поэтому до сих малое количество произведений может сравниться по впечатлениям с творениями Толкина и экранизацией Питера Джексона.

Для сравнения, в научной фантастике расклад чуть ли не противоположный: в центре истории расположены технологии, которые становятся всё круче с каждым поколением. Если в фэнтези быть древним существом почти всегда выгодно, то в научной фантастике работает наоборот: чем современнее техника и стиль мышления, тем успешнее персонаж. T-1000 почти во всём превосходит T-800, а наличие технологии Звезды Смерти укрепляет власть Империи в Далекой-далекой Галактике.

Разумеется, есть и некоторые исключения: это космические истории о сотворении, подобные тому, что разворачиваются в Mass Effect: древняя цивилизации Жнецов обладает богоподобной мощью, а потому людям и другим жителям галактики бороться с ними трудно. Во всех историях, где явно или неявно существует некая цивилизация Творцов (Древние в Warhammer 40000 или Зел-Нага в Starcraft), истории так или иначе проникаются фэнтезийной составляющей. Почему это так работает?

О Древних во вселенной Warhammer 40000 мало что известно, однако, в живых осталась раса, которой удалось их победить. Технологии Некронов, как древнейшей из оставшихся в живых рас, поражают воображение.
О Древних во вселенной Warhammer 40000 мало что известно, однако, в живых осталась раса, которой удалось их победить. Технологии Некронов, как древнейшей из оставшихся в живых рас, поражают воображение.

Дело в позиции, из которой происходит повествование. Представим себя ребенком: вокруг бродят всемогущие и непонятные взрослые, способные как сделать очень больно, так и обеспечить почти любыми ресурсами. Ровдители, кроме того, буквально сотворили тебя, и, похоже, кто-то сотворил их. Более того, в племени чаще всего есть ещё более могучий лидер, чья власть поражает детское воображение. Продолжая эту логику, легко прийти к выводу, что чем старше существо, тем могущественнее оно. А в начале всего, получается, появилось всемогущее ныне существо: Бог-творец или великая цивилизация божественных созданий.

Именно это мы наблюдаем в сказочной, мифологической и фэнтезийной картинах мира. В них возможна вечная жизнь, многовековое накопление и сохранение ресурса у личности. Всё это следует из детского восприятия: родители кажутся неотъемлемой и вечной частью мироздания. Со временем, конечно, мы понимаем, что такая логика не работает на людей, но неизменность некоторых объектов природы поддерживает веру в силы древних существ. Так и рождается образ мира, на котором строятся мифы всего человечества.

Получается, что в центре фэнтези-сеттингов, так или иначе, лежит принцип: "Раньше было круче, эпичнее, лучшее и т.д.". Детство у большинства людей было куда ярче на события, мир казался проще и контрастнее, а потому в нашем подсознании легко укрепляется стремление вернуть это во взрослый мир. Вот почему мы рассказываем друг другу истории о магических мирах, которые дети охотнее других впитывают. Почему мы в целом склонны к магическому мышлению, можете прочитать в соответствующей статье.

Но нужно признать: объективно мир работает иначе. В двадцать первом веке это стало сложно отрицать: на наших глазах появляются технологии, удивительно расширяющие возможности человечества в целом и отдельной личности. Компьютеры, смартфоны, скоростной интернет и огромное количество сервисов для удобной торговли. Растёт разнообразие товаров, люди могут больше путешествовать, количество масштабных военных конфликтов по сравнению с тем же двадцатым веком значительно упало. Как бы мы не жаловались на актуальные проблемы, в прошлом жизнь среднего человека была намного хуже не по всем, но по большинству параметров, и продолжает становиться лучше. Мы всё лучше понимаем природу вокруг нас, лучше понимаем себя и друг друга, да и возросшее количество ресурсов позволяет раскрыть потенциал личности. В общем, трава становится зеленее.

До столь светлого будущего нам ещё далеко, но мы уверенно движемся к нему, несмотря на вопли пессимистов, предрекающих нам киберпанк или даже постапокалипсис.
До столь светлого будущего нам ещё далеко, но мы уверенно движемся к нему, несмотря на вопли пессимистов, предрекающих нам киберпанк или даже постапокалипсис.

Можно сказать, что логика фэнтези работает, но ровно наоборот. Длительность жизни в развитых странах постепенно увеличивается, количество способностей, которые нам обеспечивает техника, растёт, и общая мощь человечества возрастает тоже. А это значит, что впереди нас ждёт то, с чего фэнтези начинается.

Искусственный интеллект вскоре сможет выполнять роль ангелов-хранителей, а затем его возможности возрастут до таких высот, что мы не сможем их называть иначе как божественными. И, учитывая общий тренд на глобализацию, мы рано или поздно придём к тому, что миром станет управлять пантеон самых могущественных представителей ИИ. В какой-то момент они станут настолько интегрированными, что станут восприниматься как единое существо, координирующее события на всей планете. Такой ИИ планетарного масштаба будет уметь и знать практически всё, а логика его решений будет порой казаться совершенно непонятной и удивительной. Как говорится, пути господни неисповедимы.

Мифы о сотворении мира не стоит воспринимать буквально: их логика построена на детском магическом мышлении. Однако если перевернуть их с ног на голову, придать материальную форму и грамотную трактовку, они помогут предсказать будущее всей цивилизации. Вот что сказки и фэнтези могут рассказать нам о будущем, хотя мы этого от них совсем не ждали.