Найти тему
Исповедь начхима.

Годы флотской службы (записки инженер-механика). Глава 2.2. Повороты судьбы.

Фото из сети интернет, свободный доступ.
Фото из сети интернет, свободный доступ.

«Нашенский» край.

"Я постоянно ждал вызова из Москвы, и всё же он пришёл неожиданно. Распрощался с ракетчиками. Автобусом из Кобрина добрался до Минска, оттуда самолётом AH-24 улетел в Москву.

В Министерстве Обороны на Софийской набережной без проволочек мне оформили командировочное предписание и проездные документы до Советской Гавани.

Пять суток скорым поездом до Владивостока, около суток теплоходом до порта Ванино. Место назначения - бухта Постовая, одна из трёх бухт в заливе Советская Гавань.

Сразу в глаза бросилась удивительная живописность бухты. Если смотреть на неё с крутого спуска к морю, то слева виден густой лес. Далеко впереди - полоса моря.

В былые времена, во время войны России с Англией и Францией, в 1856 году посреди бухты русскими моряками был затоплен, чтобы не достался врагу, фрегат «Паллада». На берегу бухты в память об этом событии стоит памятник: колонна с земным шаром наверху.

В бухте базировалась отдельная бригада из шести подводных лодок 613 проекта. Личный состав размещался в береговых зданиях рядом с причалами.

Представился командиру бригады. Капитан 1 ранга Сперанский, потомственный моряк, красивый, подтянутый, внешне очень строгий, но в частных беседах обаятельный, сердечный человек. Основную нагрузку по организации службы он взвалил на себя, хотя, возможно, вынужденно нёс это бремя. Часто, ещё до подъёма личного состава наведывался в казармы, строго взыскивал со старшин и матросов, устраивал разносы офицерам штаба за непорядки, но почему- то они чувствовали себя вольготно и, судя по обстановке, к разносам привыкли.

Перед моим прибытием на одной из лодок бригады случилась неприятность. Во время глубоководного погружения она ударилась о грунт. Командир был снят. Командир БЧ-5 капитан-лейтенант Захаренко понижен в должности до командира моторной группы.

Временно «рулил» на лодке старпом, капитан 3 ранга Пустовит.

После представления Сперанскому и небольшого разговора, он сказал, что я займу место командира БЧ-5 резервного экипажа. Затем вызвал флагмеха, капитана 2 ранга Родионова и стал с ним советоваться, в том смысле, что приказ о снятии с должности Захаренко надо выполнять. В итоге я стал командиром БЧ-5 вместо Захаренко. Снова - 613 проект, как десять лет назад!

Фото из сети интернет, свободный доступ. / На картине изображена пл 613 проекта в море.
Фото из сети интернет, свободный доступ. / На картине изображена пл 613 проекта в море.

Чepeз месяц-два на лодку прибыл новый командир, капитан 3 ранга Киреев.

На этой лодке я прослужил два года. Ходили мы в порт Корсаков на острове Сахалин обеспечивать противолодочные корабли. В зимнее время уходили в залив Ольги в Японском море, так как порт Советская Гавань замерзал. Добиралась наша подлодка до Большого Улисса и Владивостока. Там на Дальзаводе мы встали в ремонт. Здесь наконец-то стал старшим офицером.

Очередной поворот в моей судьбе произошёл в 1965 году.

Предыстория его такова. Крейсерская подводная лодка K-163 следовала под командованием капитана 2 ранга Людмирского из Петропавловска-Камчатского во Владивосток для постановки в ремонт на Дальзаводе. В море вышла из строя захлопка газоотвода дизеля. Лодка застопорила ход и легла в дрейф. Стояла крупная зыбь. Два командира отделения мотористов в комбинезонах из химкомплектов, но без страховочных концов вышли на кормовую надстройку и приступили к ремонту захлопки. Обеспечение работы и наблюдение за ней было поручено старпому.

Командир БЧ-5 Косолапов, выпускник 1955 года нашего училища решил посмотреть, как идёт ход paбoт. Без водолазного снаряжения и страховки вышел через бoeвую рубку на верхнюю палубy и встал рядом с работающими мотористами. В какой-то момент набежала крутая волна. Лодка накренилась, Косолапов не удержался и упaл за бopт. Один из работавших мотористов бросился спасать своего командира. Вероятно, вода запoлнила комбинезон спасателя. Оба скрылись под водой. Дрейфом лодку отнесло в сторону, и мecтo трагедии было потеряно...

Во Владивостоке на Дальзаводе флагманский инженер-механик капитан 1 ранга Глузман предложил Людмиpcкому мою кандидатуру. Тот согласился.

Последующие пять лет, вплоть до увольнения в запас в 1970 году, я проходил службу на Камчатке в должности командира электромеханической боевой части крейсерской ракетной подводной лодки К-163 , дослужившись до звания «капитан 2 ранга-инженер»."

Спасибо огромное Валерию Евгеньевичу Колпакову за предоставленную возможность опубликовать воспоминания своего отца!

.

P.S. или вместо эпилога от автора блога.

Скриншот из сети интернет. Источник, ссылка: ( http://deepstorm.ru/ ).
Скриншот из сети интернет. Источник, ссылка: ( http://deepstorm.ru/ ).

Когда в 1998 году я проходил службу в должности начальника химической службы 478 -ой береговой базы 40 -ой дивизии подводных лодок, начальник службы ГСМ капитан 3 ранга Иван Полюк (как оказалось, последний командир БЧ-5 подводной лодки БС-257 ("Ленок")), с горечью поведал мне, что требовалась лишь замена аккумуляторной батареи и ремонт систем навигации автономных снарядов АС-16 и АС-18. Были составлены и поданы ремонтные ведомости, но уникальную лодку-спасатель решили "пустить на иголки". Экипаж же, с его слов, каждый год фактически отрабатывал спасение подводников из затонувшей пл как "мокрым", так и "сухим" способом… Лодка стояла попросту брошенной у одного из пирсов и втихаря разграблялась - что не сделал бы приставленный для её охраны сторож - матрос срочной службы, в реалиях того времени, за блок сигарет?

Пройдут годы, и один из моих сослуживцев, делая дома ремонт, найдёт газету "Красная Звезда" под старыми обоями, с передовицей - победной реляцией одного из флото-водителей, что "…сроки планового сокращения Северного флота соблюдаются. Флот избавляется от ненужных, устаревших и ремонтонепригодных кораблей… В частности, принято решение на утилизацию БС-257, поскольку: "… наши лодки на такой малой глубине (до 200 метров - автор блога) не тонут!"

Когда пришло время, и мой младший сын достаточно окреп для длительных прогулок, однажды погожим вечером выходного дня мая 2000 -го года я решил показать ему, откуда в море уходил его дед. Попавшиеся на глаза ребёнку уже полностью раздраконенные, и стоявшие чуть в стороне от пирсов АС-16 и АС-18 его очень удивили своим внешним видом.

Снапшот из личной коллекции автора.
Снапшот из личной коллекции автора.
-5

-"Это ёной ёдки (т.е. подводной лодки - ребёнок ещё плохо разговаривал - автор блога), мамы, два сыночка?" - спросил меня сын.

-"Да, сынок…" - ответил ему я.

-"А почему они такие сипитые (т.е. разбитые - автор блога)?"

Я не нашёлся, что ему ответить…

Снапшот из личной коллекции автора.
Снапшот из личной коллекции автора.

Буквально менее чем через три месяца произойдёт трагедия - погибнет АПРК "Курск" и весь его экипаж.

Ошибался очередной флото-водитель. Тонули наши подводные лодки на сравнительно малых глубинах, в прошлом. И это вновь произошло. Это я к вопросу о том, кого, чему и как учит история отечественного подплава.

Итак, подводная лодка-спасатель "Ленок" проекта 940, "БС-257". Ознакомимся с её возможностями, цитата:

"-поиск аварийной ПЛ во взаимодействии с поисковыми силами флота и, по возможности, самостоятельно, с помощью установленного на ней вооружения, при её плавании на глубинах до 240 м и допоиск аварийной пл с помощью принятых на СПЛ двух спасательных снарядов (СПС) проекта 1837 при их плавании на глубинах до 500 м, а также определение состояния аварийной ПЛ, лежащей на грунте, с помощью водолазов на глубинах до 200 м;

-спасение личного состава аварийной ПЛ "сухим" способом на глубинах до 500 м с помощью спасательных подводных снарядов;

-спасение личного состава аварийной ПЛ "мокрым" способом с помощью водолазов на глубинах до 120 м;

-допоиск затонувших самолётов, торпед, ракет на глубинах до 500 м с помощью принятых на СПЛ спасательных снарядов;

-обозначение места аварийной ПЛ с помощью комбинированных сигнальных патронов и излучателей шума аппаратуры аварийной сигнализации (МГС-29) при нахождении СПЛ над аварийной ПЛ;

-установление и поддержание связи с личным составом аварийной ПЛ с помощью установленного на СПЛ вооружения и водолазов, а также поддержание жизнедеятельности личного состава аварийной ПЛ;

-оказание медицинской помощи водолазам и спасённым подводникам;

-проведение декомпрессии водолазов и спасённых подводников;

-обеспечение глубоководных испытаний ПЛ и испытаний новых аварийно-спасательных средств с помощью установленного на СПЛ вооружения;

-проведение подводных работ силами водолазов на глубинах до 200 м;

-проведение подводных работ с применением метода длительного пребывания водолазов на глубинах до 300 м;

-буксировку аварийной ПЛ в надводном положении."

© http://deepstorm.ru/.

Впечатляет? Меня - очень.

...

Более подробно про производство спасательных работ нам расскажет нижеуказанная книга:

Фото из сети интернет, свободный доступ.
Фото из сети интернет, свободный доступ.

"...Для выполнения непосредственных спасательных работ «Ленок», оснащенный системой глубоководной постановки на якорь, ложился на грунт рядом с аварийной лодкой. Из неё через декомпрессионный тамбур выходили водолазы, которые помогали спасательным аппаратам состыковаться с комингс-площадкой аварийной лодки. Приняв людей, аппарат возвращался на лодку-спасатель и передавал их внутрь неё, где имелась декомпрессионная камера. Помимо этого, в носовой части лодки-спасателя имелись специальные конструкции для жесткой сцепки «нос в нос» с затонувшей лодкой для безшлюзового приема её экипажа."

© В.Т. Поливанов. "SOS из пучины".

Как Вы считаете, уважаемые читатели, использование по прямому предназначению подводной лодки-спасателя, созданной, в том числе, и по результатам гибели дпл С-80, помогло бы в августе 2000 года?

Дальше комментировать ситуацию, скажу честно, у меня нет никакого желания.
...

Именно эти, прямо скажу, крайне невесёлые мысли и воспоминания посетили меня при публикации. И я решил ими с Вами, мои уважаемые читатели, поделиться…

Скриншот из сети интернет. Источник, ссылка: ( http://deepstorm.ru/ ).
Скриншот из сети интернет. Источник, ссылка: ( http://deepstorm.ru/ ).

Спасибо техническому администратору сайта "Штурм Глубины", Николаеву Андрею Станиславовичу, за информацию и очередную возможность опубликовать качественные фотографии!

22.02.2024

.