Найти тему

Стоит ли помогать ребёнку с домашкой

Оглавление

Вечный вопрос — стоит ли делать с ребёнком домашнее задание? Учителя начальной школы в один голос твердят, что родители должны помогать детям, ведь именно так закладывается привычка делать уроки, а ещё младший школьник не всегда запоминает, что задали и как оформлять работу. Родители же воспринимают уроки как повинность: смена на работе, домашние дела, а потом школьные уроки. К тому же уроки — это не только закрепление материала, но и возможность для учителя проверить, усвоил ребёнок материал или нет.

Истина, как водится, где-то посередине. Родителям нужно выработать стратегию, при которой ребёнок делает уроки сам, но при этом может рассчитывать на помощь в сложных ситуациях, а также на поддержку.

Зачем в школе задают домашнее задание?

  1. Закрепление материала.
  2. Отработка освоенных навыков.
  3. Обратная связь для учителя, который должен понимать, что ребёнок освоил, а что — нет.

Домашнее задание — повторение того, что дети изучали в классе. Если ребёнок внимательно занимался, то сложностей с домашкой не возникнет.

Итак, родительское участие в изучении школьного материала не нужно. Мама и папа не должны брать на себя роль учителя и объяснять, как решать задачи. Хотя бы потому, что мы можем сделать это неправильно, не так, как требует методика. Ребёнок начнёт решать задачи не так, как требует учитель.

Если ребёнок изо дня в день говорит, что ничего не понял из объяснений учителя и не может решить домашнее задание, нужно искать причину, а не взваливать на себя дополнительный труд. Однако совсем дистанцироваться от домашнего задания родителям нельзя.

Какова роль родителя в этом процессе?

Задача родителя — научить ребёнка учиться и проследить, чтобы он был готов к выполнению домашнего задания. Сюда входят:

  1. Мотивация.
  2. Дисциплина.
  3. Самостоятельность.
  4. Целеполагание и составление учебного плана.

К концу начальной школы ребёнок должен уметь самостоятельно находить информацию к уроку, самостоятельно разбивать большую работу на этапы и заниматься самопроверкой. Без помощи родителей ребёнок к этому не придёт.

-2

Советы по организации домашней работы ребёнка

  1. Стимулируйте ответственность. Пусть ребёнок делает то, с чем в состоянии справиться: самостоятельно готовит рабочее место, достаёт нужные учебники и тетради, сверяясь с расписанием, решает, какие уроки делает первыми, и т. д.
  2. Настройте рабочий режим: установите время, в течение которого ребёнок занимается и отдыхает. Для младшей школы лучше придерживаться правила: 20 минут занятие, 15 — перерыв. Перерыв нужно делать динамическим, а не за просмотром телевизора.
  3. Постепенно снижайте контроль. Пусть ребёнок сам пробует сделать задание. Если у него не получится, то подключайтесь. Но не давайте готовое решение, а подтолкните к нему.
  4. Дайте свободу выбора, расширив границы ответственности. Например, ребёнок может вас обманывать, говоря, что стихотворение можно не учить наизусть, достаточно прочитать. Не спорьте, разрешите просто прочитать. Но настоятельно рекомендуйте подумать о последствиях. А ещё продумайте систему наказания за халатное отношение к заданиям.
  5. Не ссорьтесь и не нервничайте. Бывает, родительские нервы сдают: усталость, напряжение, море проблем и обязанностей, а тут ещё и уроки, которые ребёнок совсем не хочет учить. Что вам важнее: пятёрки или психически здоровый ребёнок, гармония в семье? Если злитесь, лучше уйдите из комнаты.
  6. Следите, чтобы ребёнок садился за уроки сытый, отдохнувший. Так все функции мозга будут лучше работать.

Стоит соблюдать баланс: проявить заинтересованность школьной жизнью ребёнка, его учёбой, но не делать это единственной темой для разговоров, источником конфликтов и не нести на себе весь груз ответственности за учёбу.