Под занавес уходящего года становится очень актуальным вопрос о том, что же нас ждет в будущем. Для предпринимателей особенно остра тема изменений в налоговом законодательстве. Особенно - в условиях динамично меняющейся экономики и мер, принимаемых государством в ответ на эти сложности.
Чем был характерен 2023 год?
Последние 2 года экономическая политика была ориентирована на обеспечение ценовой стабилизации, а также содействие перестройке хозяйственных связей с минимальными потерями.
В налоговой сфере это выразилось в предоставлении налоговых льгот IT-компаниям; проведении четвертого этапа амнистии капитала; развитии специальных административных районов (САР), ОЭЗ (особых экономических зон), ТОР (территорий опережающего развития), приостановлении соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом государств.
Какие тенденции ждут налоговой политики нас ждут в 2024 году?
Министерство Финансов РФ ежегодно публикует основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики. Это флагманский документ, в котором государство сообщает о том, в каком ключе будет меняться соответствующее законодательство.
Основной тренд
Минфин РФ формулирует его следующим образом: «В целом в налоговой политике акцент сохранится на повышении эффективности стимулирующей функции налоговой системы и улучшении качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков и повышением собираемости налогов». Такой формулировке не стоит радоваться преждевременно. Действительно, кардинальных и резких изменений в налоговой политике не предвидится. Но стоит ли утверждать, что бизнес сможет вздохнуть спокойно? Вряд ли. Потребность государства в пополнении бюджета не ослабит административную нагрузку, а просто изменит ее форму.
Ярче всего это видно на примерах налогового контроля. И здесь два основных тренда:
1. Снижение количества выездных налоговых проверок.
2. Расширение применения налогового мониторинга.
Тренды в налоговых проверках
Действительно, статистика ФНС РФ ежегодно демонстрирует уменьшение количества выездных налоговых проверок (ВНП). Однако, размер доначислений по их результатам растет из года в год. Повышение результативности ВНП происходит за счет:
1. Высокого уровня цифровизации ФНС РФ (сбор доказательств не составляет особенного труда для проверяющих, налогоплательщики буквально «на ладони»);
2. Риск-ориентированного подхода (если вероятность доначислений мала – с проверкой не выйдут).
Еще одна причина снижения количества ВНП. Это смещение акцента на предпроверочный анализ. Сейчас, чтобы достаточно убедительный пул доказательств, налоговому органу и не обязательно выносить решение о проведении ВНП.
Доступ к огромному количеству баз данных позволяет получить информацию о сделках и операциях, необходимую, чтобы с высокой степенью вероятности предположить, что нарушения в действиях налогоплательщика есть. Собранную в рамках предпроверки информацию аккумулируют и предъявляют организации в рамках так называемых налоговых комиссий (рабочих встреч).
Там, где доказательств недостаточно, срабатывает психологическое воздействие в виде угрозы назначения полномасштабной ВНП. Очень часто это срабатывает, и организация доплачивает налог добровольно.
Так, действительно не прибегая к крайней административной мере - ВНП – налоговый орган обеспечивает поступления в бюджет. Формально, административная нагрузка снижается. Реальная – нет.
С учетом правоприменительной практики по результатам 2023 года, а также с учетом положений Основных направлений можно предположить то, какие нарушения будут в топ-поводах для назначения ВНП:
1. Сделки с техническими компаниями;
2. Неуплата акцизов от продажи алкогольной и табачной продукции;
3. Занижение таможенной стоимости товаров;
4. Трансфертное ценообразование;
5. Дробление бизнеса.
О расширении сфер непрерывного налогового контроля
А. Налоговый мониторинг – это система, по которой ФНС отслеживает деятельность организации через онлайн-доступ ко всей ее финансовой документации и бухгалтерии. Налоговые органы декларируют: «Мониторинг позволяет существенно снизить административную нагрузку на налогоплательщиков, а также сместить акцент с наказания за правонарушение на недопущение его совершения».
В действительности, мониторинг представляет собой постоянную проверку налогоплательщика в режиме реального времени.
Власти хотят охватить налоговым мониторингом большее количество компаний и распространить его на представителей уже не только крупного, но и среднего бизнеса. Вопрос снижения пороговых требований к участникам налогового мониторинга прорабатывается Минфином совместно с ФНС. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму.
Кто может перейти на налоговый мониторинг?
Раньше:
1) компании с оборотом от 3 млрд, активами на ту же сумму;
2) величиной уплаченных налогов в 300 млн руб.
Сейчас:
1) компании с оборотом от 1 млрд, активами на ту же сумму;
2) величиной уплаченных налогов в 100 млн руб.
Планируют:
1) компании с оборотом от 800 млн, активами на ту же сумму;
2) величиной уплаченных налогов в 80 млн руб.
Сами полномочия налоговых органов в рамках налогового мониторинга также планируют расширять и разрешить проводить допросы свидетелей, осмотры помещений и территорий. Таким образом грань между перманентной налоговой проверкой и налоговым мониторингом становится все тоньше.
Б. Если вы думаете, что налоговый мониторинг – бремя только малого и среднего бизнеса, то вы ошибаетесь. Для микробизнеса создан эксперимент по внедрению автоматической упрощенной системы налогообложения (АУСН). Самостоятельно бизнесу ничего считать не надо — за него это сделает налоговая инспекция. Она получит сведения о доходах и расходах через онлайн-кассу, банк и сведения из личного кабинета, рассчитает налог и пришлет уведомление об оплате.
В сущности, это тоже своеобразный мониторинг, но уже для малого бизнеса. И такую форму постоянного онлайн-контроля тоже планируют расширять. Законопроектов пока нет, но ФНС отчитывается, что они в разработке.
Аналогичные положения включены Минфином и в Основные направления налоговой политики.
Изменения в налоговой политике по отдельным отраслям экономики
Основные направления налоговой политики уделяют особое внимание IT-отрасли, сфере общепита и гостиничному бизнесу.
в IT-отрасли Поддержка сохранится. Подтверждено применение льготного размера ставки страховых взносов в размере 7,6% и обнуление налога на прибыль в 2024 году.
Общепит К этой отрасли давно особое внимание. ФНС и Минфин будут проводить мониторинг мер поддержки налогоплательщиков, оказывающих услуги общественного питания, в случае их перехода на общую систему налогообложения в связи с ростом объема доходов. Так, государство планирует реализовать «обеление» данной отрасли.
Гостиничный бизнес Будет проведен мониторинг применения нулевой ставки НДС на услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения по итогам 2023 и 2024 года. Данная мера была введена в целях поддержки отрасли гостеприимства.
Налоговый контроль фактически становится все жестче. Он все сильнее интегрирован в ежедневную деятельность налогоплательщика. И эта тенденция сохранится. На фоне дефицита бюджета, суммы доначислений будут становиться больше.
Поэтому, чтобы не обжигаться на многомиллионных доначислениях, нужно:
Оценивать налоговые риски заранее,
Структурировать бизнес;
Структурировать сделки;
Отказываться от агрессивных и устаревших схем налоговой оптимизации;
Заняться постановкой финансового и управленческого учета. Выбор системы налогообложения ставить в зависимость от реальных показателей вашего бизнеса;
Если у вас остались вопросы, свяжитесь со мной и мы решим вашу задачу оптимальным способом!
+7 (383) 319-78-78
novosibirsk@sapelkin.ru
Запись на консультацию