Василий Минаков, морской лётчик и Герой Советского Союза, – это воплощение мужества и героизма. С невероятным отвагой он выполнил 206 боевых миссий, в результате которых 32 вражеских корабля были отправлены на дно. Василий сталкивался с суровыми испытаниями – он неоднократно получал ранения, его самолёт загорался, переживал падения и взрывы. Но его непоколебимый дух и стремление к победе позволили ему каждый раз выходить из этих ситуаций победителем. Его героический путь вдохновляет, напоминая о том, что сила духа и преданность долгу способны творить чудеса.
Выбрал судьбу
- 22 июня 1941-го я встретил под Владивостоком на Тихоокеанском флоте, - вспоминает ветеран. - Был выходной, и мы, молодые лётчики, пошли на речку: купались, играли в волейбол, знакомились с девчатами. И вдруг - тревога. Через час-полтора наш аэродром было не узнать. Экипажам выдали бомбы, и мы стали ждать дальнейших распоряжений. Ждали день, неделю, месяц, полгода…
В тот переломный момент истории, когда мировая политическая арена оказалась на грани катастрофы, судьбы многих, включая лейтенантов, были неразрывно связаны с глобальной стратегией. Стратегическое значение Тихоокеанской базы ВВС было неоспоримым: она стала ключевым элементом обороны против потенциальной угрозы со стороны Японии, тогдашнего союзника Германии. В Москве царило напряжение, поскольку возможность нападения с востока казалась неизбежной.
Но всё изменилось в один декабрьский день 1941 года, когда Япония атаковала Пёрл-Харбор, втянув США в водоворот войны. Это событие дало Сталину необходимый импульс для переброски войск на запад и укрепления оборонительных позиций. Именно это решение стало критически важным поворотом в жизни Василия Минакова.
Когда командир эскадрильи собрал своих лётчиков, в воздухе витала напряжённость. Перед ними стоял выбор: кто полетит на север, а кто – на юг. Чтобы решение было справедливым и непредвзятым, использовали старинный метод жеребьёвки. Среди фуражек и скрученных бумажек судьба выбрала для Минакова южный фронт, направив его в 5-й гвардейский минно-торпедный авиаполк на Чёрном море.
Эта дата навсегда сохранилась в памяти Василия Ивановича – 1 июля 1942 года. Ночь. Следуя распоряжению из Москвы, началась эвакуация жителей Севастополя. Среди мрака ночи, тральщики, переполненные беженцами, женщинами, детьми и ранеными, должны были бесшумно пробраться через море. С воздуха их защищал полк Минакова – мужественные защитники, решившие судьбу многих в те темные часы.
- Появились немцы. Наша задача - чтобы они не могли прицельно сбросить бомбы. Что мы только не делали: вклинивались, отгоняли, шли в лоб. Дырок «накрутили» и они нам, и мы им, но главное - все наши три корабля благополучно пришли в порт назначения.
Спасла каска
Его память навсегда сохранила яркие воспоминания о судьбоносном сражении, произошедшем 18 августа 1942 года. В тот день, среди напряженных боевых действий, перед ними стояла решительная задача - нанести точный и разрушительный удар по вражеским танковым силам, которые были сосредоточены в районе Новороссийска. Это был момент, когда от смелости и точности их действий зависела исход битвы и судьба многих.
- Нам сказали: обязательно возьмите каски, - переносится в прошлое боевой генерал. - А я всегда летал просто в шлеме, каска была неудобной, поэтому обычно болталась возле кресла. Но здесь почему-то я её надел. И только натянул, как начался ад. Три снаряда разорвались рядом с моим самолётом, и большой осколок попал в металл. Всё лицо залило кровью. Если бы не она - конец.
Лётчик Василий Минаков чудом избежал трагедии, когда, управляя своим Ил-2, он потерял сознание после ужасающего удара и оказался на краю катастрофы. Когда самолёт стремительно пикировал с высоты 4 тысяч метров, ситуация казалась безнадёжной, смерть была как никогда близка. Но судьба распорядилась иначе: всего в 500 метрах от земли Минаков пришёл в себя. С нечеловеческим усилием воли он не только выровнял самолёт, но и сумел набрать высоту, безопасно вернувшись к своим.
Повстречавши его, товарищи в двойне радовались, ведь они уже готовились к худшему, наблюдая за пикирующим в небесах самолётом. В знак благодарности и восхищения его отвагой, они подарили Минакову его собственную каску — талисман и символ удачи. Эта каска стала для него не просто амулетом, но и напоминанием о том, что в жизни возможны чудеса. Минаков сохранил осколок от того рокового случая, который годы спустя нашёл своё место в музее.
Василий Минаков был не просто смелым лётчиком; он был настоящим героем, совершившим 206 боевых вылетов, включая 70 ночных миссий, каждая из которых могла стать последней. Он сражался с вражескими кораблями, атаковал конвои противника, и самой рискованной частью его долга была работа с торпедами. Его бесстрашие и мастерство останутся в памяти тех, кто знал его и тех, кто слышал о его подвигах.
- Ведь что такое торпедоносец? Это значит, что самолёт спускается на 20-30 метров над уровнем воды, преодолевая сумасшедший заградительный огонь, и сбрасывает снаряды, - рассказывает ветеран. - Один против 150-200 зенитных орудий и крупнокалиберных пулемётов. Редко кто выживал. Ошибиться тоже нельзя. Нажмёшь кнопку держателя рано - снаряд может «перепрыгнуть» судно. Поздно - пройдёт под дном. Поэтому надо рассчитать всё точно.
Василий Минаков и его экипаж продемонстрировали высочайшее мастерство в боевых действиях, успешно отправив на дно вражеские корабли – всего 32 единицы различных классов. В мае 1944 года, именно они совершили подвиг, потопив немецкий транспорт "Тея", на котором находилось 3500 солдат и офицеров противника. За эту героическую операцию Минаков был почётно отмечен орденом Александра Невского.
Василий Минаков также оставил свой след в истории мировой дипломатии. В октябре 1944 года, когда Уинстон Черчилль прибыл в Советский Союз для ключевых переговоров с Иосифом Сталиным и союзниками, Минаков был среди выдающихся личностей, приветствовавших британского премьер-министра в аэропорту Сарабуз возле Симферополя. Это был момент исторического значения, когда Василий Минаков с честью представлял свою страну, обменявшись рукопожатием с одним из великих лидеров того времени.
- Однако мало кто знает, что тогда Черчилль приезжал с дочкой, - раскрывает детали Василий Иванович. - Для высоких гостей рядом с аэродромом подготовили, как сейчас говорят, вип-зону: полы барака устлали коврами, накрыли столы с хорошей едой и шампанским. Дочке Черчилля всё так понравилось, что когда высокопоставленный отец уехал в Массандру, она со своим окружением осталась и с удовольствием танцевала с нашими военными.
Василий был известен среди своих товарищей как "Тёркин над волнами" за его дерзость и "заговорённый" за его необычайную способность выживать в самых критических ситуациях.
Представьте себе: в одном из боев осколок пробил двигатель его самолёта, прорезал несколько слоёв обшивки, однако чудом застрял в тросе, предназначенном для сброса ракет. Это было не просто везение, это было подлинное мастерство.
Его напарники тоже чувствовали себя в большей безопасности, летая вместе с Василием. За четыре года войны через его экипаж прошло десять штурманов, и лишь один получил серьёзное ранение. Это говорило не только об удаче, но и о его заботе и ответственности за своих товарищей.
И что особенно заслуживает уважения, его верный бомбардировщик Ил-4 служил ему верой и правдой. Василий не только отлично управлял машиной, но и тщательно за ней ухаживал, поэтому, несмотря на все трудности военного времени, он так и не потребовал замены своего летательного аппарата.
- Смотрю - весь в дырках, живого места нет, но подремонтировали и летим дальше, - как о живом говорил о боевом друге Василий Минаков.
Оказалось поистине загадочным совпадением, что именно тогда, когда Василия Ивановича отстранили от службы на время заслуженного отпуска, бомбардировщик, который до этого был под его надежным командованием, оказался сбитым. В этот роковой рейс за штурвал его машины встал другой офицер, и именно тогда произошла трагедия, которая наводит на размышления о значении опыта и мастерства в каждой миссии.
Молитва на листочке
Страшно ли было?
- Конечно, страшно, - не отрицал ветеран, - но только когда дают задание, готовишься к полёту... А когда сел в машину, поднялся в небо, уже не до страха. Надо маневрировать, уходить от противника. Почему это он должен меня сбить? Нет, я его!
Василий Иванович перенес на своей груди не только фотографию любимой Тамары, но и молитву, которую она любовно написала ему в школьной тетради. Эти драгоценные символы защиты согревали его сердце в тяжелые времена. Тамара, его детская подруга и будущая жена, стала его невидимым щитом в бушующих битвах Второй мировой войны.
В 1942 году, когда судьба свела их вновь, Василий дал обет: если выживет, он вернется и сделает ее своей женой. И он не только выжил, но и вернулся в 1945 году как Герой Советского Союза, увешанный орденами и наградами. Его первые слова были простыми и решительными: «Пошли». В возрасте 24 лет он начал новую жизнь с Тамарой, и этот союз продержался более 60 лет, дожив до бриллиантовой свадьбы. Они воспитали сына и дочь, а позже радостью их сердца заполнились от внуков.
После войны Василий продолжил свой путь служения стране. Он возглавил ВВС Северного флота, достиг звания генерал-майора и направил свои силы на развитие авиации и космонавтики в Ленинграде на протяжении 15 лет. Его вклад в разработку новых типов самолетов невозможно переоценить.
Но сердце Василия Ивановича не позволяло ему забыть о прошлом: он оставил потомкам 18 книг, посвященных мужеству и самопожертвованию военно-морских летчиков.
Умер 8 октября 2016 года на 96-м году жизни.
- Когда я рассказываю о своей жизни, многие не верят, - говорил герой. - А ведь всё это было со мной и моими товарищами. Сегодня историю пытаются переписать, подвиг наших солдат унизить - это подло. Мы всё сделали для Победы и никому её не отдадим.
Интересное на канале:
Было интересно? Тогда не забудьте подписаться!
#ссср #сталин #война #история #историческийфакты #историяссср #биография #советскийсоюз #великаяотечественная #родина