Всего несколько дней остаётся до так любимого мужчинами праздника - 8 Марта. А потому не пора ли поговорить о нас, девочках?
Не верьте тем, кто говорит, что политика и управление государством - не женское дело, а наш удел - рожать и воспитывать детей. Пожелала бы я советчикам самим попробовать заняться этим благородным (или неблагодарным?) делом... Лучше вспомните, что написал наш замечательный поэт Н.А.Некрасов про русскую женщину:
"В игре ее конный не словит,
В беде - не сробеет, - спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!"
О таких русских женщинах сегодня и пойдёт речь - в опровержение мифа о том, что место женщины у плиты.
56 женских гробниц отыскали ученые при раскопках загадочного Некрополя под Архангельским собором Кремля, подтвердив красивую и смелую гипотезу, согласно которой древние гробницы на территории старого Кремля и есть тот самый таинственный женский Некрополь, где хоронили кремлёвских жён первые русские князья и самодержцы Всея Руси.
Поначалу княжеские саркофаги располагались в Вознесенском монастыре, но с приходом советской власти здание было разрушено, и лишь гробницы чудом уцелели.
По чьему-то распоряжению они были спрятаны в подвале Архангельского собора и забыты.
10 лет назад российские учёные приступили к изучению останков и установили, что это - кремлёвский "девичник", место упокоения царевен и цариц со времен "плача Ярославны", и восстановили внешний облик венценосных женщин далёкого прошлого, каждая из которых была не просто женой, а - государыней, повлиявших на ход истории Руси.
Великая княгиня Московская Софья Палеолог была не только матерью Василия III, но и поспособствовала освобождению России от татаро-монгол.
Об этом свидетельствует исторический источник "Записки о Московии" Сигизмунда Герберштейна, австрийского посланника при дворе Василия III.
По его славам, именно она уговорила сына отказаться платить дань и разгромить противника.
Великая княгиня Елена Глинская после смерти мужа Василия III стала регентом при малолетнем наследнике Иване Грозном и не только усилила оборону страны, но и остановила войну с Литвой.
Глинская же провела реформу денег и ввела по всей Руси единую валюту - серебряную деньгу, что стало в дальнейшем основой экономики России вплоть до правления Петра I.
Марфа Собакина, третья жена Ивана Грозного, стала царицей благодаря не только своей красоте, но и мудрости. Царь выбрал её из 1500 красавиц, привезённых со всей Руси. Через две недели после свадьбы её отравили завистники, которых так и не нашли. По-видимому, волевая, образованная и свободная в принятии решений женщина имела свои планы, которые могли кому-то помешать.
Тем не менее, Марфа успела основать Вознесенский монастырь, где поначалу и был создан некрополь.
Ефросинья Московская, жена Дмитрия Донского, после смерти мужа фактически встала во главе Московского княжества, а её сыновья должны были подчиняться её воле. Так что в отличие от Европы или Азии, где женщина часто не имели прав и голоса, на Руси придавали большое значение слову жены или матери.
Согласно древним русским мифам, миром управляла энергия добра, олицетворяющая женскую энергию, - Мать-Сыра-Земля. Так что любая женщина была уважаема - ведь она ассоциировалась с богиней Земли, символом плодородия и всего живого. Эти ценности русские женщины принесли и в другие земли - тем более, что межгосударственные союзы на Руси считались обычным делом.
В XI веке Париж был одним из самых грязных городов Европы - канализации не было, и помои выливали прямо на улицу из окон. На это в своих письмах часто жаловалась отцу Ярославу Мудрому французская королева - жена Генриха, а в прошлом - русская княжна Анна Ярославна, которую сегодня украинский режим объявил своей "собственностью".
Вадим Бурлак, историк: "Париж поразил Анну Ярославну потоками нечистот и помоев на улице, которые впадали в Сенну. Река была такая грязная у берегов города, что люди травились и умирали. Королева ужаснулась, что они не посещают баню!"
Деятельная, энергичная женщина в первую очередь научила своих французских подданных мыться в бане. Её муж Генрих, отличавшийся буйным нравом и немалой силушкой, тем не менее, жену свою слушался, и в баню мыться пошёл первым, дабы увлечь собственным примером своё немытое окружение.
Согласно преданиям парижской старины Анна Ярославна постепенно приучала французов к нормальной гигиене.
Вадим Бурлак, историк: "Для своих домочадцев и дворцовых слуг она приказала отыскать родники. И они действительно нашлись в том месте, где сейчас находится кладбище Пер-Лашез. Анна сама специально приезжала туда пробовать эту воду и дала ей высокую оценку. И во дворце короля употребляли только эту родниковую воду".
Следующим шагом Анны Ярославны научила французов пользоваться столовыми приборами, поскольку в то время они ели руками.
Но с появлением вилки их жизнь изменилась, хотя сначала королеву едва не обвинили в... колдовстве! К счастью, король Генрих I "заткнул рты" недовольным тем, что женщина-чужестранка вмешивается в чужие дела, да еще назначает министров и высоких сановников!
Анна Ярославна управляла Францией не один год.
Королеву полюбили и прощали ей несвойственные женщине любовь к лошадям и охоте.
Она много сделала для Франции: создавала школы, строила храмы и всячески способствовала образованию и развитию науки. В приданное Анны входила целая библиотека бесценных книг на разных языках.
Её муж Генрих I был довольно безграмотным и не умел писать, так что Анна сама подписывала все государственные документы.
Во время коронации Анна отказалась приносить клятву на латинской библии, поэтому принесла евангелие, написанное на церковно-славянском языке, и от неё приняли и это. Мало того, книга стала почитаемой, и с тех пор все вступавшие на французский престол короли давали на ней присягу. Сегодня рукопись хранится в Парижской национальной библиотеке.
Королева Анна научила французов не только этикету и гигиене, но и ввела моду на новые греческие имена. Она дала старшему сыну имя Филипп, который после смерти отца стал королём, а его имя - родовым.
Проводив в последний путь супруга, Анна через какое-то время вышла замуж за любимого - графа Рауля де Крепе, графа Валуа, Амьен и Вексен, прозванного Великим, - сильнейшего государя Северной Франции. После его кончины она вернулась к сыну и сначала жила при дворе, а потом в Санлисе. Умерла Анна примерно в 1078 году. Точный год смерти неизвестен. Ей было около 47 лет.
Филиппа на троне сменил его сын - Людовик VI, а его- Людовик VII и т.д.
В общей сложности потомки Анны Ярославны правили французским престолом более пяти веков.
Супругом другой старшей дочери Ярослава Мудрого Анастасии Ярославны стал венгерский изгнанник герцог Андраш, который скрывался от недругов на Руси. Заручившись поддержкой киевского князя, ему удалось вернуть себе венгерский престол. Герцог стал королём Андрашом I, а княжна - королевой и сыграла большую роль в политической жизни мужа. Она доказала венграм, что женщина может быть настоящим политиком, отстаивая наравне с мужчинами интересы семьи. У Андраша и Анастасии родились сыновья, наследники престола. Чтобы дать отпор притязаниям на трон со стороны младшего брата короля, детей нарекли редкими для католической Европы царскими библейскими именами: Шаламон (Соломон) и Давид. Именно Анастасия возвела сына Шаламона на престол.
Однако Шаламон поставил свои личные интересы выше государственных и нарушил мирный договор с двоюродными братьями, за что Анастасия, согласно легенде, его прокляла.
Венгерский народ уважал умную и деятельную Анастасия, так что её образ был весьма привлекателен для деятелей искусств: венгерский поэт К. Сас в 1878 г. издал историческую поэму «Шаламон», в которой выведена фигура вдовствующей королевы, а писатель Г. Хегедюш посвятил королю Андрашу I роман «Единственный путь», в котором рассказал о молодой и умной киевской княжне, помогавшей своему мужу.
Благодаря русским королевам европейцы по-другому взглянули на роль женщины, но и получили новые знания.
Внучка Владимира Мономаха Добродея была выдана за племянника византийского императора Алексея Комнина. Их бракосочетание и коронация состоялись в 1122 году. У девушки появились целых три имени: Добродея (от рождения), Евпраксия (при крещении) и Зоя (при коронации).
Добродея умела лечить травами и составила трактат «Мази» или «Алимма», где обобщила врачебные хитрости своего времени - деторождения, гигиены, микропедиатрии, дерматологии, внутренних болезней и гинекологии. Мало того, в нём затронуты вопросы устройства человеческой психики и выделены четыре типа различных темпераментов. Трактат содержал описания свойств гомеопатических «взваров» и приёмы массажа. К сожалению, труд, хранящийся в библиотеке Медичи во Флоренции, дошел до нас в неполном виде. Добродея-Зоя вошла в историю Византии как колдунья.
Но если на Руси таких, как Добродея, уважали, то в Европе - боялись и сжигали на кострах. Самоуверенные европейцы считали себя "просвещёнными", а русских - "тёмными" дикарями.
Судьба Добродеи-Зои покрыта тайной. Она избежала участи быть сожжённой на костре, родила дочь, но что с ней случилось в дальнейшем, история умалчивает. Известно лишь, что её муж женился вторично на грузинской княжне.
История дочери Павла I, Анны Павловны, выданной замуж за Вильгельма Оранского и ставшей королевой Нидерландов, доказывает, что счастье отнюдь не в праздности. Полученные в качестве приданного деньги она тратила не на драгоценности и развлечения, а на благотворительность, ведь русских принцесс воспитывали с пониманием, что их роль - в заботе о благе подданных. Благодаря Анне Павловне в Нидерландах открывались приюты для бедных, дома для инвалидов, строились социальные больницы и школы.
После смерти Анны Павловны её домовая церковь в Гааге по-прежнему оставалась островком православия. А память о русской королеве увековечили в памятниках и названиях городов.
Однако всё то же самое русские княжны делали и на Родине.
Княгиня Ольга - одна из тех, чья деятельность описывается подробно, и кто на многие века вперёд стала примером для подражания многих поколений. После гибели мужа Игоря, она правила русским государством за малолетнего сына Святослава 15 лет (с 945 по 960 гг.) - длительный для тех времён срок!
Даже когда её сын вырос, она оставалась на троне, решая государственные и политические вопросы вместо Святослава, постоянно находившегося в военных походах. Серьезное внимание Ольга уделяла науке и христианству ещё до официального крещения Руси.
Очарованный красотой, умом, обаянием и умением разбираться в политике воинском искусстве византийский император предложения руки и сердца.
Чтобы "выйти сухой из воды", Ольга попросила императора покрестить ее самому, чтобы не пришлось жениться на язычнице. Влюбленный император просьбу выполнил, и Ольга получила христианское имя Елена в честь матери Константина Великого. Но стоило потенциальному мужу вернуться к вопросу о женитьбе, княгиня тут же возразила - мол, негоже крестному отцу жениться на дочери!
Продолжение о наших замечательных соотечественницах следует...
Источники: документалистика Рен ТВ, miss-juliettef.livejournal.com, dzen.ru
Понравилась публикация? Поставьте, пожалуйста, лайк. Не забудьте оставить комментарий! Подписывайтесь на мой канал!