Найти тему
О чем кричит редактор

Литература травмы. Часть 2

Что такое литература травмы?
Это такие истории, в которых герой придумал себе проблему. Ничего с ним не случилось, но он тв посмотрел, мама/подруга ляпнула что-то, мимо чего-то там проехал, ничего не увидел, но впечатлился, и очень сильно в итоге испугался (все примеры из изданных книг или прочтенных рукописей). Либо у героя ничего не случилось, но мама в детстве не тем тоном сказала "шапку надень", или говорила "ты что учиться нормально не можешь, учись давай", или возьмем травму посложнее, мама была очень занята на работе, чтобы семья могла выжить, не обращала внимания на деточку, была усталой и раздраженной, или мама беспокоилась, что если не будет напрягать ребенка, то неизвестно что из него вырастет, а теперь у деточки травма, видите ли, он в грустяшки впадает, ведь он никому не нужен, а мозгов, чтобы понять, что мама для семьи старалась - не хватает. В интернете написано, что всё это – травмы, а травмы – это всё.

У героя нет конфликта, у него есть несчастливая жизнь, есть тревожность, есть бездеятельность, лень (или по-модному отсутствие мотивации), и он нашел всему объяснение – травма. А раз у него травма, то он имеет право на страдание. Вот и весь конфликт. Зачем мыслить глубже и тоньше, автор в интернете прочитал, вокруг оглянулся и увидел, что так мыслить нормально, ведь все так мыслят.

Грусть всему придает оттенок акварельной меланхолии: краски мира выцветают, размывается картинка, все словно в тумане, а на глазах героя слезы, и он сдерживает их, потому что он сильный, он несет свой крест. И если грусть наскрести не из чего, современные авторы наскребают ее из разных уголков своей в принципе сытой и комфортной жизни. Часто эти проблемы, придуманные для придания глубины своей поверхностной жизни, свойственны людям, которые выросли в сытые 2000-е, а теперь не знают, из чего бы им сделать проблему, поэтому делают ее из всего. В
место того, чтобы ставить цели, добиваться, разгадывать тайны жизни, изучать науки – вся инфо в доступе, создавать новые течения в искусстве, делать культурные революции, научные прорывы и прочее, и в сложности преодоления на пути к значительным целям постигать конфликты поколений и эпох, конфликты личности и общества, конфликты типажей современных людей, конфликты внутреннего и внешнего плана, авторы играют в травмы. Потому как, еще раз повторюсь, чтобы поставить значительный конфликт, нужна глубина.

Впрочем, не будем несправедливы к молодым, взрослые люди авторы, поглотившие новомодные психологические знания тоже теперь повсюду видят травмы и всеми силами с ними в себе борются. Ну и с помощью писательства тоже.

Я думаю, дело в отсутствии глубины. Глубина берется не просто из травмирующих и страшных событий, она берется из конфликта преодоления, из роста. А рост и развитие невозможны без знания, без трудного пути научения, без ошибок и падений, без достижений, без грандиозных целей. Только вот ракурс меняется у таких героев-персонажей, они опираются на будущее, они становятся действительно героями. Глубина отсутствует из-за того, что сегодняшние люди живут быстро и поверхностно, в школах их знания проверяют тестами (!), информации очень много, она утратила ценность, ведь знание должно добываться трудом, сознание тяжело впитывает новые уровни знаний, а сегодня все разжевано и преподнесено фаст-фудовским способом. Массированное воздействие коллективных трендов сознания идет через интернет, человек даже не успевает осмыслить информацию, он просто ею «окружен» 24 часа в сутки. Человек, не способный осмыслять действительность самостоятельно, пользуется штампами, берет то, что лежит на поверхности. На поверхности сегодня лежит тема «травмы».

Начало статьи
"Литература травмы. Часть 1"
Продолжение следует
____________________________________________
Анна Гутиева, писатель, литературный редактор, психолог
Услуги редактирования, консультации, разбор текстов-
смотреть здесь