Многие пенсионеры сейчас вынуждены работать находясь уже в солидном пенсионном возрасте. Человеку уже глубоко за 60, и он продолжает работать. Нужны средства для жизни, а пенсия, которую назначило государство - маленькая. Сталкивается сейчас с таким явлением, каждый третий пенсионер.
Много людей пенсионного возраста и в сфере образования работает. И что хочу сказать: тяжело от педагогов "в возрасте" бывает всем - и детям, и родителям, и их коллегам.
У моей дочки Вероники, которая учится в 3 классе общеобразовательной школы, как раз такая учительница, которой уже за 60. Учительница всего на пару лет младше моей мамы, которой в этом году будет уже 69. Моя мама педагог, но несколько лет уже на пенсии. И на пенсию тоже нужно уходить вовремя. И желательно достойно, а не когда начнут тебя считать "старой грымзой", выжившей из ума.
Учительница Вероники с большим опытом работы, со своими залугами с сфере образования, наградами и регалиями. Хорошо ли это? Как сказать... Для кого-то хорошо, а у кого-то из таких учителей просматривается местная "звёздная болезнь". Они считают себя великими педагогами в своей школе, берущими на себя обязанность поучать всех и вся, живущие по принципу: "одно мнение моё, другое неправильное". Есть такие учителя, и очень тяжело с ними...
Когда моя Вероника училась в первом классе, учительница относилась к ней более-менее объективно и доброжелательно. Первый класс он безоценочный сейчас, электронный дневник, который сейчас ведётся во всех школах и куда ставятся оценки, начинается со 2-го класса.
Вот во втором классе стали появляться первые проблемы. Нет, не с успеваемостью Вероники. Учится дочка хорошо. Она способная, усидчивая, "работает на результат", общительная, добрая.
Но вот учительница можно сказать на неё "взъелась" ещё во втором классе. Жаловалась на поведение Вероники - то излишне активная на переменах, орозничает с одноклассниками в коридоре, то болтает на уроке, то крутится-вертится... А учительнице хотелось бы, чтоб все дети её класса ходили чинно и степенно, "как по струнке", а на переменах чтобы не бегали по коридору, а сидели тихонько за партой. И на уроке чтобы была идеальная тишина. Тяжело ей в своём возрасте следить за непоседами. Силы уже не те и нервы тоже. Всё учительница меряет своим аршином, через свой возраст.
Бывало учительница мне звонила, и жаловалась на поведение моей дочери, как безобразно она себя ведёт на уроке, или перемене. Не может она, опытный педагог, справиться с девочкой, то завуча школы дёргает, то психолога, разрешать сложную ситуацию. При том, что Вероника никогда не устраивала драк с одноклассниками, не срывала уроки, не устраивала хулиганские выходки. Учится хорошо. По возможности двоечников подтягивает.
Да, она активная, общительная, временами даже болтливая. Заводная, очень много энергии. Но чтобы гадко безобразничать, такого нет, с раннего детства пресекала я подобные проявления.
Окончила второй класс Вероника с двумя четвёрками, по русскому языку и математике, остальные пятёрки.
Самый, что называется "треш", начался у нас в третьем классе.
И не с успеваемостью, а опять же, с поведением моей дочери. У учительницы возраст, видно, что ей очень тяжело учить детей, хоть она и "хорохорится", изо всех сил старается следить за собой - модно одевается, делает причёски, макияж, маникюр, нарисованные брови, нарощенные ресницы, даже процедуры омоложивающие. Но время неумолимо и годы берут своё. Особенно если тебе 70 уже не за горами.
В этом году и дети уже на год старше, всё чаще отстаивают своё "Я", остро реагируют на несправедливость, многое начинают понимать сами, выражать своё мнение. Не нравится всё это нашей учительнице. Покладистых и безропотных учеников в классе становится всё меньше и меньше. А тут ещё и Вероника, со своей смелой позицией, неуёмной энергией, яркой индивидуальностью. Нож в сердце. По крайней мере для нашей учительницы.
Сначала осенью искусственно раздули в классе один конфликт Вероники с одноклассником. Чуть всё утихло, как учительница просто засыпала меня жалобами на Веронику о её плохом поведении.
А потом меня уже начала уговаривать завуч школы перейти в другой класс. Завуч в личной беседе заявила мне, что ей нужны здоровые педагоги! А наша учительница по вине моей дочери может на старости лет это здоровье растерять, и лучше нам уйти в другой класс! Иначе школа потеряет ценного работника. О ребёнке никто не подумал, хочет ли Вероника перейти в другой класс и нужно ли ей это. Словно речь идёт о ящике апельсинов: кому-то не нравится, что здесь стоит, давайте в другое место переставим. Вот так-то.
Не могу оспаривать "педагогические методы работы" завуча школы, но переходить в другой класс мы отказались. Вероника учится в третьем классе, а в четвёртом учительница последний год в этом классе - дальше средняя школа.
Когда Вероника услышала про переход в другой класс, она отказалась. Сказала: "Мама, а если в другом классе будет плохо? Где гарантия, что там учительница мне понравится и дети тоже? " И ребёнок по-своему прав. Таких гарантий не даст никто.
В другом классе уже слаженный, сплочённый коллектив, дети сдружились за три года , у учителя другие требования, и нужно будет быстро и сразу ко всему привыкать, перестраиваться. Зачем это всё моей дочери? Какая такая острая необходимость? Только чтобы её учительнице стало удобнее и спокойнее работать, лет так до 80?
Для сравнения: помимо общеобразовательной школы, Вероника в этом году начала обучаться в Детской школе искусств на театральном отделении и фортепиано. Я не планировала отдавать дочку сразу на два отделения - Вероника сама так захотела. Посещает школу искусств 5 раз в неделю. У них проводятся и групповые занятия и индивидуальные. И самое интересное, проблем с дисциплиной в школе искусств нет, от слова совсем! И с взаимоотношениями с детьми и педагогами тоже всё хорошо!
Скажете - там обучение развлекательного характера? Отнюдь! Такие предметы как сольфеджио, музыкальная грамотность, специальность (фортепиано) ну никак развлечением не назовёшь! Там нужна сосредоточенность, усердие, старание, внимательность, аккуратность, терпение.
Маленький нюанс: преподаватели молодые в школе искусств. Им, неуёмная энергия Вероники, не в тягость, а наоборот, восторг вызывает. Какой смелый ребёнок! Как стихи читает, никого не боится! Какая артистичность! Индивидуальность! Талант! Бегает много, крутится много! Кураж! Сейчас направим всю эту энергию в нужное русло и это только поможет лучшему результату.
Я всё это слушаю от педагогов школы искусств "разинув рот и выпучив глаза", не веря до конца собственным ушам. Сюр какой-то.
Поведение Вероники тоже - отношение педагогов и подход другие. И сил у педагогов много.
Немножко не по теме:
Есть такой эпизод в старой кинокомедии "Кавказская пленница", когда два олуха, которым было поручено украсть Нину для женитьбы товарища Саахова, не могли никак "обезвредить" Шурика, который влюбился в Нину, уж те смекнули: "Кто нам сильно мешает, начнёт сам нам помогать!" Два болвана, и те догадались, как сделать так, чтобы повернуть ситуацию в свою сторону.
А тут учительница, у которой огромный опыт работы с детьми и педагогический стаж, не знает, что ей делать с девочкой! Звонит мне на работу с просьбой забрать Веронику посреди учебного дня, нервы ей моя дочь треплет. И ничего, что я тоже работаю - я должна всё бросить и бежать. А кто меня отпустит? Да и почему я должна забирать дочь с уроков? Такие вопросы учительницу не волнуют.
Теперь учительница занялась ещё и тем, что по всем предметам занижает оценки Веронике. Дошло до того, что исправляет правильные ответы, на неправильные, со снижением оценки, разумеется! И хочет чтобы ребёнок это молча стерпел. Когда же учительнице показываешь на её же ошибку, сразу же "включает вселенскую обиду", и на меня, и на мою дочь. Очень прискорбно когда маленькими шагами от учителя уходит адекватное восприятие действительности... Опять же это часто происходит в силу возраста и накопленной усталости.
В школе искусств самый возрастной педагог у Вероники - 50 лет с маленьким "хвостиком ". Но не под 70 лет... Я с большим уважением отношусь к пожилым людям, преклоняюсь перед их жизненным опытом и знаниями. Но у всего есть свой срок... Свой "срок годности". Пусть это звучит несколько жёстко, но увы, это жизнь. Наша жизнь на этой Земле у всех тоже временна, не все только об этом задумываются.
И уходить нужно тоже вовремя. Уметь уходить вовремя. Отовсюду. С работы. От человека. С места. Уходить со скучного кино. Уходить, скрываясь от непогоды. Уходить оттуда, где ты физически и эмоционально выгорел. Потому что дальше будет только хуже всем.