Найти тему
О Москве нескучно

История района Москвы с одними из самых дешёвых квартир

Оглавление

Где находится этот район? Правда ли, что когда-то здесь располагались непроходимые леса? Как эту местность изменила железная дорога во второй половине 19 века? Какие поселения тут располагались уже в советское время? Откуда здесь взялось так много промышленных предприятий и разных НИИ? Как район менялся в годы СССР? А также - почему транспортная проблема до сих пор остаётся здесь одной из главных? И почему квартиры тут одни из самых дешёвых в Москве? Об этом и не только расскажу сегодня.

Лесные заблуждения

Есть в Москве такой район в Юго-восточном округе - Рязанский. Он пролегает по обеим сторонам от одноимённого проспекта. Жилых кварталов здесь не так много. Зато промзоны занимают внушительную часть территории. Правда некоторые предприятия уже не работают. На их месте нередко вырастают новые многоэтажные квартирные комплексы. Обычно про этот район в исторических обзорах никто не рассказывает. Даже в специальной литературе вы можете прочитать о нём буквально страничку. На первый взгляд кажется: ну есть такой район в столице и есть. Спальник, которых на окраинах много. Тем не менее, у этих мест своя интересная судьба.

Границы Рязанского района на современной карте Москвы. Яндекс.Карты.
Границы Рязанского района на современной карте Москвы. Яндекс.Карты.

В начале 15 века всю эту местность занимал огромный лес. Причём ориентироваться в нём было невероятно сложно. Есть даже курьёзный исторический случай, который датируется 1175 годом. Во времена княжеских междоусобиц два войска (из Москвы и Владимира) шли навстречу друг другу. Однако сражение так и не состоялось. Все просто-напросто заблудились. Помимо густых лесов здесь ещё присутствовали сырые низины, торфяные болота и маленькие речушки. Для земледелия эти места пригодными не были.

Рязанская дорога на восстановленной карте Москвы по данным на 1648 год. С сайта www.retromap.ru.
Рязанская дорога на восстановленной карте Москвы по данным на 1648 год. С сайта www.retromap.ru.

Уже в документах 13 столетия упоминается Рязанская дорога, которая пролегала в этих местах. Её использовали, чтобы добраться до Коломны, а потом в Рязань. Историки говорят, что именно этот путь выбрал Хан Батый для своих походов на Москву 1237/1238 годов. В следующем веке по дороге доставляли белый камень для строительства Московского Кремля. Материал добывали около села Мячкова недалеко от Коломны. Также древнее шоссе использовали, чтобы доехать из Рязани во Владимир. Между этими городами тогда не было дороги из-за непроходимых лесов. Приходилось совершать длинное путешествие через Москву.

Деревня, дачи да посёлки

В целом такой облик местность сохраняла до второй половины 19 века. Из более-менее крупных поселений здесь тогда можно было отметить разве что деревню Вязовка. Считается, что возникла она ещё в 18 столетии. А название получила благодаря особенностям здешних мест. Как я уже писал ранее, густые леса чередовались тут с сырыми низинами. В одной из них и появилась Вязовка. К сожалению, каких-либо подробных данных об истории этого поселения нет. Однако в память о нём в современном районе существуют два Вязовских проезда.

Некоторые изменения в местном укладе жизни начались только в 1860-х годах. Тогда здесь проложили две линии железной дороги (Казанское и Горьковское направления, если говорить современным языком). А значит стали строить и платформы. Рядом с ними возникали дачные посёлки. Один из них располагался около станции Чухлинка. Правда, согласно исследованиям историков, селились тут москвичи в тёплое время года не слишком охотно. Так что позднее эта местность больше развивалась с промышленной точки зрения.

Помимо вышеупомянутой Чухлинки, на территории современного района было несколько других посёлков. Например, часть Вешняков. Она располагалась в окрестностях одноимённой железнодорожной платформы. Объяснить с помощью улиц это будет сложно, потому что их тут пересекается очень много. Поэтому лучше покажу на карте ниже. Кроме того там, где сейчас проходит улица Фёдора Полетаева, уже в советское время располагался посёлок Новые Кузьминки. А между Волжским бульваром, Окской улицей и Проектируемым проездом №770 вообще находился огромный совхоз имени Горького. Но всё это, конечно, до включения местности в состав Москвы. Потом эти территории начали застраивать типовыми жилыми домами.

Промышленный край

В советские годы территория современного района превратилась в огромный промышленный комплекс. Во-первых, здесь стали появляться научно-исследовательские институты. Например, ЦНИИСК им В.А. Кучеренко, который основали в 1927-м. Здесь изучали разные строительные конструкции. В том же году появился НИИЖБ им. А.А. Гвоздева (институт бетона и железобетона). По прошествии четырёх лет начал работать НИИОСП им. Н.М. Герсеванова. Здесь исследовали сложные основания и фундаменты. Также, в 1930 году, появился Всесоюзный институт механизации сельского хозяйства. Находились эти учреждения в зданиях с нечётной стороны Рязанского проспекта.

Во-вторых, тут расположили разные предприятия. Но уже на другой стороне Рязанского проспекта. В частности, заводы электромонтажных изделий; железобетонных конструкций; опытных изделий и конструкций; механический завод №3; светотехнический завод "Сатурн". Одним из самых известных производств стало машиностроительное предприятие, которое называлось "Молния" (Рязанский проспект, 6). Там делали элементы ядерных боеприпасов. Работало оно до 2005 года. Потом завод закрыли. Сейчас на его месте построили жилой комплекс.

В 1960 году территория современного района вошла в состав Москвы, потому что запустили первый участок МКАД. Сначала местность стала частью Ждановского района, потом Волгоградского. Вскоре здесь началось массовое жилое строительство. Возвели довольно много кирпичных пятиэтажек. Потом их разбавили более высотными типовыми панельными и блочными зданиями. В 1966-м здесь прошла линия метро. Правда сделали всего лишь одну станцию - "Рязанский проспект". Ездить до неё со всего района было не так удобно. Да и сесть в вагон после "Выхина" с годами становилось всё сложнее.

На любителя

В 1995 году, после административной реформы, появились современные границы Рязанского района. Ему присвоили название по одноимённому проспекту. Начиная с 2000-х какие-то заводы стали закрывать. На месте некоторых из них потом "выросли" жилые комплексы. Долгое время одной из главных проблем района оставалась транспортная. Всего лишь одна станция метро, "Рязанский проспект". Да и та на юго-восточной окраине. К тому же в час пик пользоваться ей было сложно. Поезда от "Выхина" приходили полными. Зайти в вагон порой оказывалось просто невозможным. Конечно, имелось большое количество наземного транспорта на Рязанском проспекте. Но пробки мешали комфортно ехать до работы и обратно.

Северный наземный вестибюль метро "Рязанский проспект" (с нечётной стороны магистрали) и станционная платформа, 1987. С сайта www.pastvu.com.
Северный наземный вестибюль метро "Рязанский проспект" (с нечётной стороны магистрали) и станционная платформа, 1987. С сайта www.pastvu.com.

В 2020 году по территории района прошла новая Некрасовская линия метро. Здесь открыли две станции: "Окская" и "Стахановская". Правда пока что пользоваться ими не так удобно для поездок в центр. Можно добраться только до "Нижегородской", а там пересаживаться на БКЛ. Но в будущем вроде как Некрасовскую соединят с Троицкой линией, которую сейчас прокладывают. Есть ещё железная дорога с МЦД-3 и МЦД-4. Все платформы находятся вдоль северной границы района. Однако там жилых кварталов много, поэтому, наверное, немалому количеству людей это удобно.

Вид от промзоны на Стахановской улице в сторону Рязанского проспекта (то есть на север), 2021. Яндекс.Панорамы.
Вид от промзоны на Стахановской улице в сторону Рязанского проспекта (то есть на север), 2021. Яндекс.Панорамы.

Отзывы жителей о Рязанском районе скорее негативные. Многим не нравится экологическая обстановка. Всё-таки некоторые предприятия до сих пор продолжают работать. Да и крупных парков на территории района нет. Лишь несколько маленьких скверов. Тем, кто живёт в кварталах вдоль нечётной стороны Рязанского проспекта, повезло больше. Они могут дойти до парка "Кусково", который находится за железной дорогой уже в другом районе.

Также по-прежнему неудобство вызывает и транспортная инфраструктура. Я писал про новую линию метро и МЦД. Однако пока большинству всё равно удобнее и привычнее пользоваться станцией "Рязанский проспект". До сих пор в час пик это испытание на прочность. Ещё одним недостатком (или достоинством, как хотите) можно назвать отсутствие в округе крупных гипермаркетов. Если нужно закупиться продуктами в больших количествах, придётся ездить в другие районы. Квартиры здесь стоят недорого. По цене за квадратный метр Рязанский находится на 69 месте, согласно данным за февраль 2024 года. Но всё-таки там более дорогое жильё, чем, например, в Некрасовке, Бирюлёве, Гольянове и др. Хотя риелторы говорят, что новые жилые комплексы, которые возводят в Рязанском районе, вполне себе комфортные. Поскольку там уже сразу делают всю инфраструктуру.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!