Найти тему

Оскар Кокошка. Экспрессия в искусстве

Оглавление

За окном с небольшими перерывами дождь, а я сижу и размышляю, о чем же из огромного списка тем об искусстве вам рассказать сегодня. Дождь навевает уныло-ленивое состояние. Разве можно в таком писать о чем-то зажигательном?

Нужно (открою секрет).

Хотя бы потому, чтобы взбодриться, разглядывая неординарные произведения и искать в них те особенности, которые зацепили в момент, когда составляла себе ПЛАН о чем написать.

Выставка дегенеративного искусства 1937 года в Мюнхене

Была организована Адольфом Циглером и Нацистской партией. Более 650 произведений "дегенеративного искусства" были конфискованы из тридцати пяти музеев в Германии. Кстати, Кандинский и Иоганн Иттен тоже. Кандинского вы знаете. Иоганн Иттен организатор Баухауса.

Выставка произвела фурор и стала одной из самых посещаемых. Тем более, что большая часть произведений участников этой выставки было уничтожено. А авторы подверглись репрессиям и гонениям.

Любопытный факт

Если внимательно прочитать слова Адольфа Гитлера о произведениях "дегенеративного искусства" можно увидеть ту самую цитату, которую сегодня часто используют как мем художника. Приведу ее: ".........людей, которым Господь отказал в таланте истинно художественной одарённости и вместо неё одарил их даром болтовни и обмана… Говорят, что эти художники не так видят, как другие. Я здесь посмотрел некоторые из присланных картин и должен признать — некоторые из них действительно написаны людьми, видящими «наизнанку»."

Так что использующие мем "я художник, я так вижу" помните, что источником является высказывание лидера социал-демократов Адольфа Гитлера.

И не уподобляйтесь)

Но вернемся к Оскару Кокошке. Что меня привлекло в его живописи?

Цвет и экспрессия. Не даром он экспрессионист. Мне это близко. В достаточной степени мои произведения тоже экспрессивны, то есть эмоционально насыщены. В этом моя цель. Передать эмоцию, впечатление.

Прежде всего хочу отдать должное цвету. Многое обычному зрителю может показаться странным и вызвать непринятие. Раздельные мазки. Их видно. Они цветные и совершенно не похожи на привычные. Вот хоть взять тех же передвижников.

Суть остается той же, что у Саврасова, что у Кокошки.

Колорит

Привычный и любимый нами реализм смешивает и выглаживает цвета и краски. Переходы становятся плавными и незаметными. Невидимы глазу. Меж тем если подойти ближе - ну вот попробуйте на выставке не пробежаться за 15 минут, а постоять подольше перед одной картиной. Поразглядывать медленно и вдумчиво. Вы увидите, что все не просто так. И любое произведение мастера имеет, пусть даже и спрятанную от обычного глаза, свой колорит и свои особенности живописи.

Цвет в произведениях Оскара Кокошки не выглажен. Мы видим ясно каждое движение кисти, каждый мазок. Словно стоим перед старой щербатой стеной, пережившей множество ремонтов, где из-под более позднего открывается более ранний слой, рассказывая всю нелегкую историю.

Карлов мост в Праге. Оскар Кокошка
Карлов мост в Праге. Оскар Кокошка

Экспрессия

В таком способе подачи есть своя определенная острота. Острота восприятия, которая создает определенное настроение, от которого у кого-то может брызгать слеза из глаз. Но, если задуматься, может быть это и есть тот эффект, который хотел получить художник?

Острота часто воспринимается незаконченностью. В отличие от сглаженной реалистичной живописи. Мы чувствуем живое мгновение, когда одно состояние природы перетекает в другое. Оно эфемерно. Тут уже глаз не обманешь ни за что. Оно насыщенно. Настолько, что становится осязаемо плотным. Возникая и выплавляясь из памяти жирными кусками воспоминаний.

Пространство и восприятие

Наверняка многие из вас понимают и знают, что одному интересен лепесток цветка или тычинка, другом - цветочное поле, третьему - поле с лесом до горизонта и горой вдалеке.

Фокус внимания художника легко увидеть по его картинам. Даже портреты не всегда у Кокошки просто портрет человека. Часто за портретом есть еще пространство. Художник охватывает пространство насколько хватает глаз. При этом пространство в его произведениях объединено и воспринимается ясно. Кокошка четко представляет главного героя в картинной плоскости. Выделяет его. Зафиксируйте, на что у вас в первую очередь упал взгляд в той или иной картине. Умение композиционно четко сформулировать произведение при всей эмоциональности, выдает в художнике умение анализировать и строить композицию.

Портреты

При этом не стоит забывать, что сто лет назад происходящие в мире события влияли на каждого человека так или иначе. Жизнь творческого человека не была проста. Не только нашим, русским художникам приходилось менять мировоззрение, место жительства, перестраивать жизнь. Но и зарубежным.

По большей части то, как выглядят и как представлены люди той эпохи в произведениях художников, можно составить весьма неоднозначное впечатление. Думаю, оно имеет право на жизнь, потому что изменения глобальные в жизни трансформируют человека. В том числе и внешне.