Найти в Дзене

Юрий Пименов, ирония и соцреализм

Юрия Пименова наверняка большинство узнает по его картинам "Свадьба на завтрашней улице", "Лирическое новоселье" и серии картин "Новая Москва". Признаюсь, мне они не шибко нравились.

И темы в них повседневные: свадьба, новоселье, строящийся город. Все это было. Да я и сама помню, как переехали мы из коммуналки на Петроградской в новый район. Дом построили, а вот двор представлял из себя сплошное месиво из ненужных остатков строительных материалов, грязи, каких-то досок. Мне тогда лет семь было. Нас собралась новоселов целая команда и когда построили соседний дом, где только мы не умудрялись лазать. Был и поход в подвал, прыжки (страшно представить сейчас, умерла бы от ужаса, если бы увидела сына там) с крыши на открытый балкон. Четырнадцатый этаж, на минуточку. Я труханула.

Но вот есть нечто несовпадающее с моим внутренним состоянием, да и тем, что помню, в его картинах. Кажутся они не то чтобы китчевыми, есть в них нечто наносное, неорганичное.

Самое же удивительное, что написанные в экспрессивной манере картины раннего периода мне понравились. Очевидно, что художник находился под влиянием немецкого экспрессионизма. Несмотря на это, работы выглядят более естественно. Юрию Пименову, если можно так выразиться, идет экспрессионизм. С определенной точки зрения, экспрессионизм, особенно немецкий, довольно необычное направление в искусстве. В нем есть некая чрезмерность, вывернулось эмоций. Человеческое искажается под воздействием определенных событий.

Изучая художников, обращаю внимание на период предреволюционный и до Великой Отечественной войны. В произведениях многих художников общество, люди предстают вот в такой, как в картине "Инвалиды войны", искаженной под воздействием меняющейся жизни, форме. И дело совсем не в том, что на тот момент был взрыв в искусстве: авангард, кубизм, потом экспрессионизм. Нет. Наиболее чувствительных людей ход событий менял и ломал сильно. Они первые. Остальные как-то сживались, подстраивались с меньшими потерями.

Инвалиды войны. Ю.Пименов
Инвалиды войны. Ю.Пименов
Взятие английского блокгауза. Ю.Пименов
Взятие английского блокгауза. Ю.Пименов

Изменился и Юрий Пименов, после того как его иллюстрации признали формалистическими.

Безусловно, есть огромная разница между его "Инвалидами войны" и "Токийским окном". Наверняка вы видите. Осталось то, что в его экспрессивных картинах смотрелось естественно, а в произведениях соцреализма - нет. Или даже так, появилось нечто, чего не было в его произведениях до момента переосмысления.

Токийское окно. Ю.Пименов
Токийское окно. Ю.Пименов

Возможно, мне ближе стойкость духа, некая борьба, усилие. Романтика как ее показывает художник мне кажется слишком нарочитой. Странно, но ни в этих вызывающих содрогание экспрессивных произведениях, ни в мирных жанровых картинах нет ощущения внутренней гармонии.

Но так вполне возможно. Художники разные. И цепляет каждого отдельного художника свой, близкий ему, сюжет.

Токийское окно

Картину можно разделить на два плана. Девушка у окна и сюжет за окном. Девушка у окна и занавеска - цветные. А город сливается в одну серую массу. Бесцветную стену, на которую смотрит девушка в ярком кимоно.

Окно, точней подоконник написан практически вровень с нижней кромкой картины. Художник практически не оставляет девушке пространства. Она словно зажата между окном и краем картины в узком пространстве. Кимоно направляет мысли в сторону традиций, условностей, которые сужают мир человека, отгораживают его серой стеной от мира. Лишают надежд - образ цветных шариков за окном, на которые смотрит девушка.

Кстати, рисунок на занавесках похож на светофоры.

Лавка соломенных шляп

В картине есть светлая сторона и темная. Как инь и ян. На светлой стороне прогуливаются люди, а что на темной? Лавка соломенных шляп. Это отношение между светлой стороной как мечтами о легкости бытия и темной стороной, заполненной с одной стороны трудом. Но что делают эти две женщины? Возможно, одна из них продавщица в этой лавочке. Возможно, это просто две подруги остановились обсудить покупать ли шляпы. Мы не знаем. В общем и сюжет для южного города вполне обычный. Толпы праздношатающихся туристов и продавцы около своих немудрящих магазинов в ожидании покупателей с утра и до вечера.

Лирическое новоселье

Обратите внимание, что художник слегка разворачивает пространство и поднимает горизонт. Наверное, я просто люблю больше наверх смотреть и небо. Если полистаете его произведения, то обратите внимание. В целом создается впечатление, что художник так разворачивая поверхность земли и поднимая горизонт вверх, любит смотреть вниз. Ну или сверху вниз.

Два плана картины: передний с влюбленными и дальний комната и кухня. Влюбленных кисть художника "застала" за поцелуем около ванной комнаты. Вдалеке за окнами мы видим огни города. Все имущество молодых маленький чемодан да горы книг. Вещей так мало, что полученная квартира кажется хоромами.

Свадьба на завтрашней улице

Внимательные уже наверняка обратили внимание на мужчину чуть позади невесты. Забавная странность с масштабом или перспективой.

Любопытный контраст между стройкой и свадьбой. Есть определенная острота момента. Чистая, праздничная парочка. Создание новой ячейки общества - семьи. Очевидно, что они только что переехали. Сразу вспоминается фильм "Девчата" и момент, когда главные герои на "Камчатке" сидят, а им герой Пуговкина говорит, мол, зря сидите, до следующего года нового жилья не будет. Я чую, но я могу и ошибаться, долю иронии в этой картине. Когда свадьба могла состояться после получения ключей от квартиры. Даже если вокруг непролазная грязь стройки. Эту же тонкую иронию я чувствую и в картине "Лирическое новоселье" и в "Лавке соломенных шляп". Две болтающие дамочки. Да кому нужны эти соломенные шляпы? И тут, не успели ключи получить - сразу свадьба.

Зеркало

Забавная картина. Дамочки перед зеркалом. Немного карикатурные. Вот эта картина заставила меня улыбнуться. Похоже на театр. И там женщины хотят выглядеть на все сто. Художник запечатлел женщин около туалета за "припудриванием носиков", а не в театральной ложе. Словно для них быть на высоте перед другими важней, чем спектакль/концерт.

Эпоха соцреализма

В Юрии Пименове мне любопытна острота восприятия. Некая неуспокоенность. Я на смотрю на его произведения через призму иронии, некий тонкий конфликт пространства и людей, постановочность сюжетов. Но ведь в жизни все гораздо проще. И красивое соседствует с уродством. Эмоции с покоем. В этом и есть жизнь. Художник показывает эту жизнь в каждом своем произведении.

Художник сумел в своих полотнах сохранить индивидуальность: насыщенность эмоциями и цветовое упрощение, иллюстративность и декоративный разворот композиции к зрителю. Некая преувеличенная театральность в сюжетах его картин, а ведь он был и иллюстратором, и сценографом - есть умение вбирать и использовать в своем творчестве весь опыт, который он получил.