Споры по поводу ввода одностороннего движения на улицах ведутся постоянно. На одной чаше весов - дополнительнаяя нагрузка на перекрестки на обходе "одностороннего" участка и традиционные возмущения водителей по поводу якобы "огромного" перепробега. С другой стороны - это повышение безопасности для пешеходов ( и для тех же самых водителей), повышение удобства регулирования движения, и снижение аварийности из-за уменьшения количества точек конфликта.
Кстати, в конце статьи - интересный кейс о том, когда можно ехать по "встречке" и это будет законно.
Рассмотрим на примере. Дублер ул. Б.Хмельницкого ( хорошо, что до нее не добрались всяческие "ура-переименователи") на участке между Свято-Троицким бульваром и пр. Славы.
Участок находится на одной из магистральных улиц, на которые "нанизан" весь город. Один из самых загруженных участков улично-дорожной сети, особенно в вечерний час-пик, с 17 до 19 часов. Причем из-за большого потока авто и ограниченности перекрестка Б.Хмельницкого-пр. Славы, на который открывается выезд с дублера ( в районе точки 1) вечерняя пробка на основной Б.Хмельницкого собирается на несколько кварталов.
На дублере организовано двустороннее движение без дополнительных ограничений скорости. То есть по этому узкому участку можно вполне законно лететь 80км/ч.
Оставим сегодня за скобками странность ( это если прилично выразиться) установки такого скоростного режима на улицах ( в отличие от дорог и магистралей) в плотной городской застройке.
Чем отличаются "магистрали", от "дорог" и "улиц" в аннотации стандартов Нидерландов и какие скоростные режимы для них нужны и почем это так рассказывал в рамках лекции "Почему люди важнее, чем автомобили"
Однако, с этим участком есть еще одна проблема. - из двух полос одна - всегда запаркована. При этом часто возникают ситуации, когда на оставшейся единственной полосе сталкиваются "лбами" два авто.
Почему это происходит?
При двустороннем движении и наличии большого количества точек притяжения ( кофейни, штаб областной федерации футбола, магазины), многие авто сворачивают на Свято-троицкий бульвар заранее на перекрестке с пр. Славы ( точка 1) , чтобы не пересекать выделенную полосу либо не стоять в пробке на участке перед Свято-Троицким не только для того, чтобы попасть в точки притяжения на дублере, но и для того, чтобы проехать дальше по бул. Свято-Троицкий. При этом достаточно одного авто, который едет со стороны точки 2 в кофейни на дублере или чтобы потом выехать на перекресток с пр. Славы (точка 1) для последующего выезда в северном направлении по пр. Б. Хмельницкого - дублер запирается полностью.
При этом, добавляет конфликтов еще и то, что так как занята именно полоса "на юг" ( от точки 1 к точке 2) , даже при большем потоке именно в этом в направлении ( особенно вечером ) авто, которое едет - "на север" ( от точки 2 к точке 1) - имеет приоритет. И согласно ПДД из за одной машины несколько - вынуждены двигаться задом, выезжая задом на самый загруженный перекресток города. В общем - треш, дичь и угар.
Была робкая надежда, что этот "гордиев узел" будет разрублен в рамках транспортной реформы, которая ( судя по целям) могла бы дать возможность горожанам получить более прогнозируемый и комфортный общественный транспорт и оттянуть на него часть пользователей авто, частично разгрузив при этом дороги, но , к сожалению, фестивали и тюльпаны оказались важнее, чем транспортные проблемы города, который откровенно задыхался до 2022 года в автомобильных заторах. Почему до 2022 года? Потому что сейчас в связи с оттоком населения поток сократился на десятки процентов.
Но, с возвратом потока, проблема усугубится еще больше - из за строительства квартала Б.Хмельницкого - пр.Славы, бул. Свято-Троицкий, который приведет на и так многократно перегруженный перекресток еще больше автомобилей.
Ведь неужели кто-то еще полагает, что многоэтажный торговый центр с паркингом на 1000 машиномест и гостиничный блок не увеличит спрос на использование для поездок в эту зону именно личных авто, а не общественного транспорта или велосипедов?
Причем ни проектировщики, ни те, кто ратует за этот квартал, на общественных слушаниях и в публичной плоскости ответить на вопросы о перспективах организации движения и транспортной емкости этого участка улично-дорожной сети - не смогли. Расчетов и обоснований так же предоставлено не было. Так же не было ответа на вопрос - почему в этом проекте нет велотранспортной инфраструктуры, несмотря на прямые посылы от Минтранса РФ о необходимости ее устройства и наличия норм проектирования, которые прямо указывают на ее необходимость. В общем, центр и дальше превращается в исключительно "автомобильный". Но это тема отдельной истории вернемся к дублеру..
Что делать?
Как снизить количество точек конфликта и уменьшить проблему? Запретить стоянку и освободить полосу? Так она и так запрещена. установлены знаки 3.27 «Остановка запрещена» и 3.28 «Стоянка запрещена». И толку? К тому же, судя по автомобилям - они приезжают сюда не на 5 минут, а стоят большую часть дня. В этом случае частично помогла бы платная парковка. О ее эффективности уже написано не одно исследование - повторяться не буду. Но в данном случае это лишь один из инструментов, а не панацея и не решение проблемы, так как даже при введении платной парковки - полоса все равно будет запаркована. К тому же, поднялся шквал возмущений традиционный "а где мне парковаться на целый день". Хотя провести анализ и рассмотреть необходимость установки здесь зоны платной парковки, безусловно нужно в независимости от дальнейших действий.
Один из способов помочь в данной ситуации - одностороннее движение в южном ( от точки 1 к точке 2) направлении. Вот так.
Почему именно туда? Во-первых - именно в этом направлении наблюдается больший поток авто, особенно в вечерний пик. Во вторых - выезд в северном направлении с дублера ( на Свято-Троицкий Бульвар)
- гораздо менее конфликтный чем выезд в южном направлении ( на пр. Славы). Даже на фото "гугела" - видна одна из проблем.
При введении одностороннего движения перепробег авто составит незначительные несколько десятков метров (Что такое десятки метров для авто?). а количество машин, которыей будет выезжать по обходному пути на пр. Славы сильного влияния на загрузку не окажет. ( и так все стоит)
Вторая проблема, которая уйдет автоматически - конфликт в точке 2
При устойчивом потоке вечером в фиолетовом направлении, достаточно одной машины, которая хочет проехать в синем направлении, чтобы за ним образовался затор из тех, кому надо проехать по красной линии.
Так же уменьшится конфликтость в точке 1.
По хорошему - односторонним надо делать весь участок дублера от Преображенской до Свято-троицкого. Потому как по этому участку ситуация - аналогичная ( если не сказать, хуже)
Есть еще один аргумент, чтобы сделать односторонней именно весь участок, а не только от пр. Славы до бул. Свято-Троицкого.
Неоднократно замечено .что сейчас водители едут по синей линии, заезжая на дублер через пр. Славы. По факту - это выезда на полосу встречного движения, что является грубейшим нарушением ПДД РФ ( . и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.(п.4 . ст.12,15 КоАП РФ). Соответственно, если сделать односторонним участок сразу от ул. Преображенской - то проезд по зеленой линии будет более обоснован и логичен. К тому же, это не приводит к нарушению ПДД. Хотя, так можно ( и нужно) ездить и сейчас.
ЗЫ:
А теперь - тот самый "интересный кейс", когда выезд "на встречку" - разрешен, а штраф за езду по полосе встречного движения - не является законным и правомерным