Я могу понять тех, кому фильм «Свистуны» не понравился. Я не совсем постигаю тех, кто писал восторженные отзывы, хотя лично меня самого эта лента, считавшаяся в своё время самой необычной участницей Каннского кинофестиваля, восхитила.
Так в чём же здесь проблема? - может спросить иной читатель. Дело в том, что понимания этого фильма надо (как минимум) быть знакомым с работой Грасе Д’Орсе «Язык птиц. Тайная история Европы», коя у нас выходила в 2006 году небольшим тиражом в Петербурге. Впрочем, при желании в сети её можно найти.
И именно знакомство с этой книгой позволит вам осознать, что фильм далеко не про то, что показано на экране. Загадочным является даже сам автор, который во второй половине 19 века опубликовал серию статей о т.н. «язык птиц».
Речь шла он не проблеме коммуникации реальных пернатых, а о мистической практике, присущей ряду тайных обществ Европы. В частности, якобы характерным для «подлинной аристократии» знания «языка птиц», в известной степени походящем на куда ещё более загадочный «язык ангелов», который якобы понимали некоторые царственные персоны.
В итоге мы имеем дело с т.н. «стеганографией», когда передача тайных знаний осуществляется у всех на виду, но не вызывая подозрений. В качестве примера приведем шпионский триллер. Когда перехватывают шифровку и пытаются её разгадать, то это классическая криптография.
Когда на подоконнике некого этажа стоят цветочные горшки, а занавеска отдернута, что означает «провал явки», то уже стеганография, так как сам факт передачи сообщения не будет очевидным. Тайные общества нередко использовали (и используют по сей день) подобную практику, например, средства массовой информации и или некие изображения.
Можно вспомнить «Пляшущих человечков» Конан Дойла, когда важным было не разгадать шифр, но понять, что это и есть собственно шифровка, а не детские рисунки. А потому в фильме «Свистуны» первой предпосылкой для восторга является осмысление самого факта наличия скрытого смысла.
То есть эта кинокартина – стеганография о стеганографии, что облачено в весьма глуповатый криминальный сюжет, вызывающий в памяти авантюрные ленты 60-ых годов. Впрочем, если вы будете анализировать просто-действие, происходящее на экране, то обнаружите множество натяжек и нестыковок.
А всё потому, что вам говорят вовсе не о криминальных разборках. Неким «посвященным» сообщают о проблеме противостояния за кулисами «явной истории» определенных тайных обществ. И самым важным является финал. Во-первых, идёт месседж, что новым «центром власти» будет Сингапур.
Во-вторых, есть указание, что привычные методы тайного общения меняются, переходят от звуковых сигналов (в фильме вообще важна музыкальная тема) к светомузыкальным представлениям как особой разновидности неявной коммуникации. Почти упоминавшийся выше «язык ангелов».
А красотки, ограбления, миллионы в матрасах (как метафора финансовой власти США, вспоминайте ироничное иносказание по поводу «американского флага»), перестрелки и прочие обязательные для криминального кино элементы всего лишь служат маскировкой. Которая сама по себе, является наивной. Поэтому масса восторженных отзывов взывала удивление. У нас так много «посвященных»?