Кубанскому казаку Павлу Васильевичу Стаценко выпала судьба дважды воевать за освобождение Крыма от врага.
Двадцатилетним парубком осенью 1920 года Павел Стаценко штурмовал Турецкий вал. Под водительством легендарного полководца Михаила Васильевича Фрунзе молодой казак принял боевое крещение в жестоких схватках с врагом.
За крымскую землю Павел Стаценко пролил кровь. Он был ранен на Перекопском перешейке, побыл в госпитале 5 суток. Павел Васильевич с неизлеченной раной ушёл в свою роту: он боялся отстать от своих. Командир роты не хотел принимать невыздоровевшего бойца, но Стаценко упросил его. И, преследуя врага, прошёл по крымским просторам до южных берегов Чёрного моря.
Осенью 1943 года Стаценко со своим подразделением вновь подошёл к Перекопскому перешейку. Через 23 года казак увидел знакомые места Турецкого вала.
Началась битва за Крым. Павел Стаценко первым ворвался в траншею. Казак был верен боевым традициям героев 1920 года. Стаценко сражался с врагом так, как учил его Фрунзе.
Рота наступала на высоту. Пулемётный дзот не пускал вперёд стрелков. Немцы так поливали свинцом, что нельзя было поднять головы.
Павел Стаценко первым подполз к дзоту и метнул в амбразуру гранату. Она разорвалась рядом с дзотом. Казак решил, что промахнулся и метнул вторую гранату. Разрыв был там же.
«Решётка перед амбразурой», — мелькнула мысль у Стаценко.
И действительно, амбразуру дзота немцев защищала прочная стальная решётка. Забросить гранаты нельзя было. Стрелки роты лежали под огнём врага. Фрунзевец окинул взглядом боевых товарищей. Это был последний прощальный взгляд.
— За Крым, за Сталина, — крикнул Стаценко и навалился всем телом на амбразуру дзота Пулемёт врага захлебнулся.
Рота ворвалась в траншею и захватила высоту.
С воинскими почестями хоронили героя-казака.
(1944)
☆ ☆ ☆
P. S. В списке воинов, закрывших своим телом амбразуры вражеских дотов и дзотов, имя Стаценко Павла Васильевича не значится