Кажущаяся трудность таких тем, как "энергия" (качество энергии) в творчестве, в мышлении, в обучении, обусловлена отнюдь не "отвлечённостью" этих вопросов, а лишь привычкой поверхностного внимания и, что, ещё хуже – привычкой к грубости. Заметьте, насколько грубость утвердилась как "атмосфера" детских учреждений. Почему-то принято считать, что хаос и детская энергия – "синонимы". Но это не так. Причина – как раз в привычной грубости взрослых, и общая "традиция" веков материалистичной педагогики – поверхностность. Но "классика" педагогической мысли, основанной на классической же философии (С.И. Гессен очень справедливо считал педагогику "практической философией"), утверждает, что правильно поставленное воспитание – это укрепление чуткости, сердечности – именно свойственных раннему детству.
Психическая энергия – "новая реальность" в педагогическом знании? – Эта реальность не есть нечто "изобретённое", это то, что "привычно" игнорировалось, хотя всегда являлось тем фактором, который определяет как причины успехов - неуспехов, так и сущность методов и их эффективность. (Пусть скептики спросят себя, почему самый эффективный метод "не работает" одинаково, или почему одни блестящие внешне исполнения "не затрагивают" аудиторию, а другие, даже с ошибками в исполнении, рождают восторг. Кстати, по этой причине опытные слушатели классики предпочитают на престижных конкурсах слушать именно первые туры, а не финалы.)
Вокруг, и в каждое мгновение – множество примеров того, как незримое, но ощутимое – энергия, или образующаяся "атмосфера", или "аура" действия, слова, творческого процесса и результата – является не только важным фактором, но часто главным результатом, и уж точно – итоговым критерием качества во всём. Согласитесь, что "головная боль" слушателей на фоне бойких и внешне виртуозных исполнений – всё же серьёзная причина задуматься – о психической энергии в творчестве.
Пусть скептики, не любящие думать, твердят, что всё это "идеализм", мы же продолжим вникать в процессы не всегда зримые, но важнейшие: качество мысли и образа, качество "ощущаемых" следствий от трудов и их внешних результатов. А те, кто всё ещё привычно выбирает путь внешней убедительности (без неудобных "тонкостей"), пусть ответят себе на вопрос, что такое "вдохновение" и многие подобные явления, которые являются как раз изначальными и главными ценностями искусства и творчества.
Учить замечать качество психической атмосферы, создаваемое исполнением и слушателями, надо каждого начинающего. Токи сердечного тепла, или сердечная мысль – самое ценное явление жизни и искусства. Обратите внимание ваших учеников или воспитанников, как разнится атмосфера концертов: от лёгкости и возвышенности, рождающей радость и желание творить, до невероятной тягостности, подавляющей, сковывающей силы, мысль, мешающей исполнению.
Объясните подростку, что бывают тяжёлые токи от пространственных причин, но атмосфера концертного зала всегда очень обусловлена сознанием присутствующих. (В малом помещении особенно ощущается энергетика мыслей, именно она – главный подавляющий фактор.) "Не могу играть, боюсь, не помню", – очень часто причиной является именно энергетика зала. Надо объяснить начинающему музыканту, что только воодушевлением, которое надо учиться в себе вызывать (это должно быть задачей постоянной в педагогической работе, а не просто замечанием перед выступлением), можно помочь себе, музыке, людям.
Исполнение музыки… Как часто именно оно своим механическим напором создаёт тяжёлые токи, подавляющие психическую энергию, вызывающие упадок сил у тех, кто слушает. Такого быть не должно. Конечно, факторов много, и качество слушательской аудитории один из важных, но исполнитель должен решать свою задачу – не отяготить, но возвысить "атмосферу" зала.
Надо объяснять детям вред механических действий, и особенно энергичных звукообразующих: звук, не одушевлённый мыслью, теплом сердца, часто становится разрушительным. Можно и нужно учить нести искусством сердечное тепло, учить уметь противостоять токам, создаваемым безмыслием – противостоять любовью, к музыке, к Красоте, к Свету… В этих целях и ценностях нет отвлечённости, и "сказать" в этом смысле ничуть не легче, чем осуществить, потому что "сказать" конкретному ученику тоже надо в соответствующий момент восприятия, во время соответствующей работы и т.д.
Всё, что касается психической энергии, включает множество наблюдаемых и используемых условий. Естественность и тонкость, гармоничность, ничего нарочитого – это путь для людей, любящих Красоту в её истинном смысле, и это путь, соответствующий времени… Устремляться ввысь и дарить лучшие энергии – пространству, людям… Не в этом ли единое назначение искусства? Зачем умения, если в результате нет ни радости, ни "тепла", ни света?
Автор статьи Гореликова М. В.
Полностью этот материал можно читать в газете "Scalae" на нашем сайте "Живая Школа".
Дорогие читатели, если статья Вам понравилась, не забывайте поставить "лайк". Обратите внимание на другие материалы канала, их более 60. Подписывайтесь, а также поделитесь ссылкой с Вашими друзьями. Благодарим Вас!