Найти в Дзене
частные суждения

Блат-коин, валюта для оплаты услуг.

Кто не застал советские времена и не помнит этот термин (хотя он употребляется и сейчас, но реже), блат означал систему знакомств, позволявших получать приличный уровень сервиса там, где обычные граждане либо вообще ничего получить не могли, либо это сопровождалось долгим ожиданием и большим геморроем. Тогда всё сколько-нибудь ценное и редкое, не только товары, но и услуги (например, квалифицированного автомеханика) доставались в основном «по блату». То есть через людей, которые не просто были твоими шапочными знакомыми, а были лично тебе чем-то обязаны. Лично тебе или же общему знакомому, который делегировал тебе обязательства. Подобная непрямая форма обмена услугами обычно называлось «Я от Ивана Ивановича».

Люди, имевшие блат, выделялись даже внешне, модной одеждой.
Люди, имевшие блат, выделялись даже внешне, модной одеждой.

Разумеется, подобная система существует и сейчас, просто теперь она вынесена в иные сферы. Блат, наверное, существовал всегда и во всех обществах. Только в некоторых доминировали товарно-денежные отношения и подобного рода эксклюзивные услуги были монетизированы. К примеру, в пионере капитализма, Великобритании XIX века, за деньги продавались офицерские патенты. А в романтичные времена пиратов Карибского и иных морей — каперские свидетельства. Это документ, позволявший легально грабить корабли других государств. Разумеется, его легитимность признавалась лишь судебной системой выдавшей такое свидетельство страны, но у «диких» пиратов и такой страховки не было, их ловили всем миром и достаточно успешно, средний трудовой срок обычного пирата исчислялся считанными годами.

Преторианцы, опора и последний рубеж обороны Римской Империи.
Преторианцы, опора и последний рубеж обороны Римской Империи.

Должности продавались за деньги с незапамятных времён, иногда легально, иногда нет. Древнеримские преторианцы (гвардия, охранявшая императора) однажды даже устроили аукцион за трон Империи. Победитель, предложивший максимальную цену и оплативший эту услугу, прожил недолго, но это уже другой вопрос — не можешь удержаться у власти, так кто же тебе доктор? Кстати о докторах. Вот типичный современный пример монетизации качества услуг. В советское время официально медицина была для всех одна, причём бесплатная. На практике, были ещё ведомственные больницы, содержавшиеся за счёт министерств (например, МВД или армии). И совсем отдельной была медицина «номенклатуры», советского аппарата управления. Однако помимо этого деления, было ещё одно — в зависимости от знакомств и финансовых возможностей пациента.

Карикатура на советскую медицину в журнале «Крокодил»
Карикатура на советскую медицину в журнале «Крокодил»

Знакомый главврача мог рассчитывать на совсем иной уход и внимание врачей с медсёстрами, в сравнении с каким-нибудь человеком с улицы. Это знакомство можно было обеспечить ценными подарками. Сейчас в РФ помимо государственной страховой есть параллельная частная медицина, монетизированная вполне официально. То есть для лучшего лечения и условий нахождения в больнице можно платить легально, не скрываясь от властей и не рискуя оказаться в тюрьме, если кто-то из участников сделки проболтается. Жаль, что подобную систему нельзя распространить на прочие государственные учреждения — суды, например.

Современный частный сыщик.
Современный частный сыщик.

Некое подобие монетизации услуг есть в сфере охраны и сыска (не уголовного). Сейчас есть и частные охранные фирмы, и частные сыщики. А вот суд как был, так и остался государственным. То же самое относится к системе государственного управления, которую обычно называют «бюрократией». Но раз в прошлом в некоторых странах (например, Франции до антимонархической революции) была вполне легальная торговля государственными должностями, что мешает монетизировать вообще все услуги, существующие в некоем обществе, на принципиально новом уровне? То бишь вывести то, что сейчас называют коррупцией, из «чёрной», то бишь абсолютно нелегальной зоны, в «белую», как это сделали с медициной?

Адвокат Сол Гудман, экранное воплощение монетаризации юриспруденции.
Адвокат Сол Гудман, экранное воплощение монетаризации юриспруденции.

Что любопытно, в правовой системе нечто подобное уже существует — институт адвокатуры. Можно положиться на государственного адвоката, а можно нанять своего. Жаль, что то же самое нельзя сделать с присяжными, прокурором и судьями. Их, конечно, тоже иногда нанимают, но нелегально. То же самое касается и бюрократических услуг. Нелегально граждане оплачивают некоторые услуги, после чего их дела рассматриваются государственными учреждениями намного быстрее и решения принимаются в их пользу. Можно ли сделать подобную форму оплаты услуг легальной?

«Семейное дело у мирового судьи». К. Маковский, 1884 г.
«Семейное дело у мирового судьи». К. Маковский, 1884 г.

Теоретически возможно, но в обоих случаях (и судебной, и государственных органов управления) потребуется выделить монетаризованные области в отдельную структуру, как это произошло с медициной. В противном случае конфликт интересов приведёт к падению качества бесплатных услуг до невыносимого для обычных граждан уровня. Зато, если появится возможность с согласия обеих сторон вести юридическую тяжбу в платном суде, коррупция в обычных судах должна существенно снизиться. То же самое относится и к прочим госучреждениям.

Рабочие места сотрудников Department of Homeland Security.
Рабочие места сотрудников Department of Homeland Security.

Правда, есть структуры, услуги которых порой могут быть очень полезными для некоторых людей, но выделить в них коммерческую область слишком сложно, если вообще возможно. Попробуйте представить частный сектор в ФСБ у нас (ФБР в США). Или в СВР (ЦРУ). Однако на самом деле это и не нужно. Спецслужбы (а также и прочие госслужбы) могут оказывать некоторые услуги на коммерческой основе, не нанося при этом вреда своей основной деятельности. Для этого потребуется несколько увеличить их штат (что многократно окупится полученной прибылью) и дать таким услугам правовую основу. Точно так же, как полиция может на коммерческой основе брать под охрану жильё и собственность обычных граждан, вполне легально и легитимно.

Блат-коин может иметь и вполне материальное воплощение, ему не обязательно быть чисто виртуальной валютой.
Блат-коин может иметь и вполне материальное воплощение, ему не обязательно быть чисто виртуальной валютой.

Однако некоторые виды услуг монетизировать в обычных деньгах нерационально. Ведь за деньги можно купить далеко не всё. В «экономике блата» такой валютой являются взаимозачёты аналогичных услуг, не оцениваемых в деньгах. Но именно из-за отсутствия их денежной оценки чрезвычайно сложно «подводить баланс» и вообще, без точного счёта современная экономика работать не может. То есть нужна какая-то отдельная валюта для подобных случаев, некий «блат-коин». Общество, в котором помимо обычной валюты будут обращаться блаткоины, сможет избавиться от коррупции в её современных формах и сделать невидимую сейчас экономику личных связей более прозрачной и доступной для анализа.

P.S. Поисковик выдал реально существующий BLAT coin. Правда, пока что это просто одна из цифровых валют.