Распознать телефонных мошенников можно по ключевым фразам — если они прозвучали, нужно немедленно завершать вызов. Расскажем о главных фразах мошенников и почему они указывают на обман.
«Кто-то пытается оформить на ваше имя кредит»
Телефонные мошенники пытаются вызвать у жертвы страх за свои деньги, а также усугубить ситуацию срочностью. Риск того, что неизвестные вот-вот получат доступ к денежным средствам, может побудить человека совершить необдуманный поступок: отправить деньги на счет мошенников или сообщить данные своей карты. Настоящие сотрудники не звонят с подобными предупреждениями, так как сами отказывают в получении кредита, если не уверены, что заявку оформляет настоящий владелец счета.
«Срок действия вашей SIM-карты/договора истекает»
Мошенники могут звонить от имени сотового оператора и требовать продлить срок действия SIM-карты или договора абонента. Для этого они просят назвать код из SMS, который на деле нужен, чтобы взломать ее аккаунт. Мобильный оператор не будет звонить с подобными требованиями, так как договор не имеет срока действия: расторгнуть его может только абонент или сам оператор, если клиент нарушил правила или не использовал номер длительное время.
«Кто-то пытается войти в ваш аккаунт»
Если неизвестные сообщают о попытке взлома аккаунта, например, на Госуслугах — необходимо бросать трубку. При неудачной попытке взлома система безопасности платформы ограничивает доступ к аккаунту или блокирует его. Делается это автоматически, поэтому сотрудники звонить не будут. Владелец может получить лишь электронное письмо о попытке входа в его учетную запись, чтобы самостоятельно принять меры: сменить пароль и подтвердить, что входил не он.
«Мы заметили подозрительную активность на вашем счете»
Первые действия банка при появлении любых подозрительных транзакций на карте их клиента чаще всего автоматические. Система блокирует счет, а его владелец либо получает SMS о блокировке, либо узнает об этом при попытке воспользоваться своей картой. В дальнейшем ему самому придется звонить в банк — настоящие сотрудники редко звонят первыми. Если же из банка и звонят, то задают простые вопросы для верификации, на которые можно ответить «да» или «нет». У клиента не просят сообщать его данные или коды из SMS-сообщений.
«Этот разговор конфиденциальный — никому не сообщайте о нем»
Мошенники не хотят, чтобы жертва раньше времени узнала об обмане, поэтому запрещают ей советоваться с родными и друзьями. Для этого злоумышленники представляются сотрудниками банков или полиции, а затем уточняют, что разглашать информацию об их разговоре нельзя, часто могут угрожать уголовной ответственностью. Мошенники также могут назвать законы, чтобы сильнее запугать жертву — на деле они не имеют отношения к их разговору, а относятся к работе банковских сотрудников (например, статья о неразглашение банковской тайны).
«Звонит сотрудник Центробанка/перевожу вас на сотрудника Центробанка»
Нередко мошенники пытаются повысить градус серьезности разговора, поэтому звонят от имени сотрудника ЦБ или в процессе разговора переводят жертву на второго участника, который им и представляется. Важно знать, что ЦБ не занимается счетами физических лиц, поэтому его сотрудники не будут звонить простым гражданам по поводу их денежных средств или попытки их кражи.
«Нужно перевести деньги на безопасный счет»
После запугивания жертвы тем, что ее деньги в опасности, мошенники могут предложить простой способ их сберечь — отправить на специальный счет банка или ЦБ, где их не смогут украсть. На деле таких счетов не существует, а мошенники обманом заставят жертву перевести средства на их карту, после чего исчезнут.
- Чтобы сразу знать, кто звонит, рекомендуем пользоваться определителями номеров
- Также помогайте распространять эту статью среди близких и не забывайте поддерживать нас лайками.