Промышленные организации через реализацию программы цифровизации реализуют внедрение различных инноваций, трансформируют свою структуру и бизнес-процессы, пересматривают и развивают свои партнёрские отношения, расширяют ассортиментный портфель, повышают качество продукции и услуг, совершенствуют контроль за использованием различных ресурсов компании.
Очевидно, что повсеместное внедрение цифровых технологий является трендом последнего десятилетия не только в сфере производства, но и в жизни всего общества, всех сфер общественной жизни.
В Российской Федерации на федеральном уровне отмечаются значительные затраты на развитие и внедрение современных цифровых технологий, в том числе в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В рамках данной программы реализуются важнейшие федеральные проекты такие, как «Информационная инфраструктура», «Цифровые технологии», «Искусственный интеллект», «Кадры для цифровой экономики».
Следует отметить, что НП «Цифровая экономика Российской Федерации» скорректирована с учетом новой национальной цели «Цифровая трансформация». Бюджет данной программы с 01.10.18 по 31.12.24 гг. составляет 1 052 млрд руб.
Такие существенные государственные затраты, с одной стороны, показывают активное финансирование повсеместной цифровизации экономики, которая повышает конкурентоспособность различных организаций и предприятий, но, с другой стороны, это несет в себе дополнительные риски и появление новых угроз. В связи с этим при активной цифровизации деятельности предприятий, их цифровой трансформации необходимы также и существенные затраты и усилия для сокращения данных рисков и обеспечения экономической безопасности предприятий и организаций.
Экономическая безопасность в контексте цифровой трансформации, цифровизации экономики страны предусматривает защиту различных экономических систем как от внутренних, так и от внешних рисков и угроз, а также формирование таких условий, которые бы сдерживали расширение рисков и негативных сценариев для социально-экономических систем и экономики страны в целом.
В таких динамичных и рискованных условиях достижение экономической и информационной безопасности промышленных организаций за счет внедрения еще большего количества информационных технологий и систем защиты требует от персонала существенного развития современных цифровых навыков и компетенций, коммуникативности, командной работы и гибкости.
Если оценить на общенациональном уровне насколько само общество готово к процессам цифровизации, следует обратить внимание на Индекс оценки готовности граждан к цифровизации. Согласно проведенному в 2021 г. исследованию автономной некоммерческой организацией «Диалог» наша страна в данном индексе заняла 27-е место. Япония занимает первое место в индексе, а, например, Китай – 28-е место. На место в этом индексе влияют уровень развития широкополосного и мобильного интернета, количество пользователей и уровень компьютеризации населения. В целом, стоит отметить, что в России неплохой уровень развития цифровизации и восприятия его обществом, однако, все же 27-е место из 51-го свидетельствует о том, что нашей стране еще предстоит многое сделать в этом вопросе. Это касается не только увеличение масштабов и глубины цифровизации среди предприятий, организаций, домохозяйств, но и решения по преодолению новых рисков и негативных тенденций.
Среди отдельных тенденций последних лет можно отметить тренд потребительского поведения в сторону роста онлайн-покупок и существенного развития электронной коммерции.
Цифровая трансформация достигает положительных результатов тогда, когда внедрение информационных технологий, инновационных цифровых решений приводит к качественным изменениям, к качественно новому в деятельности промышленных организаций, включая создание цифрового двойника, цифровых фабрик, выполнение большинства операций в автоматическом и/или интеллектуальном режиме, без непосредственного участия персонала [5, с. 71].
Среди общих проблем, связанных с реализацией программ цифровой трансформации промышленных предприятий, следует выделить такие основные из них, как:
- нехватка компетенций и знаний;
- внутреннее сопротивление в компании, страх изменений;
- недостаток финансирования;
- нехватка квалифицированного персонала;
- отсутствие стратегии трансформации.
Данные проблемы перечислены в порядке увеличения степени относительной важности, ранжированные экспертами в ходе опросов в профессиональной среде российского промышленного бизнеса.
Таким образом, на основе проведенного исследования следует сделать следующие выводы.
Среди промышленных предприятий наибольший коэффициент важности занимает проблема внутреннего сопротивления в компании, страх изменений. Среди энергетических компаний наибольший вес занимает та же проблема, а также проблема нехватки компетенций. Среди компаний инженерного сервиса наибольшую важность имеет проблема нехватки квалифицированного персонала. Среди компаний контейнерных операторов и IT компаний наибольший вес занимает проблема недостатка финансирования. В организациях конструкторских бюро существенными проблемами являются проблемы нехватки компетенций и знаний, а также проблема внутреннего сопротивления, страх изменений.
Для решения сформулированных проблем и недостатков необходима разработка общей модели и методических рекомендаций по организации цифровой трансформации на российских предприятиях различных отраслей и сфер деятельности, которые бы включали разработку стратегического плана развития, выбор методического подхода, формирование программы и дорожной карты цифровой трансформации, проектирование организационной структуры управления проектом по трансформации и реинжиниринга бизнес-процессов, разработку процессно-ориентированной системы управления предприятием, создание цифрового двойника предприятия, формирование центров компетенций, разработку системы оценки эффективности реализации проекта цифровой трансформации, а также осуществление социально ответственных мероприятий в области нейтрализации угроз для персонала и иных рисков цифровизации.
Авторы:
Александр Мозговой, к.э.н., доцент, доцент департамента экономики и управления,
Диана Зарюта, магистрант департамента экономики и управления