Найти в Дзене

Александр Родченко. Советский Да Винчи. Часть 1.

Оглавление
Александр Родченко
Александр Родченко

«Я в каждом произведении делаю новый опыт без плюса своего старого»

«Мы были за новый мир, мир индустрии, техники и науки. Мы были за нового человека, мы его чувствовали и не совсем ясно представляли в будущем. Мы были изобретателями и переделывали мир по-своему. Мы создавали новое понятие о красоте и расширяли понятие искусства. И в то время такая борьба — я полагаю — не была ошибкой»

Если попросить иностранца, увлекающегося искусством, назвать наших соотечественников, которые внесли наибольший вклад в развитие мировой изобразительной культуры, он, скорее всего, назовет наших авангардистов и конструктивистов. Значение этого направления признавали и у нас: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства – конструктивизм» - радовался Маяковский. Действительно, до начала XX века русское искусство было скорее догоняющим, оно создавало шедевры, но не формировало новые направления. Однако в 1910-е годы, когда «тысячелетняя» Россия готовилась пройти испытания мировой войной и революциями, появилось особое движение – русский авангард.

Его даже сложно назвать движением, стилем или направлением. Скорее это был менталитет, образ жизни, выражавшийся не только в творчестве художников, но и в их убеждениях и поведении. Авангард носил радикальный характер, он отвергал существующий порядок и старое искусство. Художники готовы были строить новый мир, мир-утопию, счастливое общество, где искусство будет доступно каждому, где сама жизнь будет искусством. Не удивительно, что большинство авангардистов поддержало советскую власть и революцию 17 года. Примерно через 5 месяцев после прихода к власти большевиков Марк Шагал, Василий Кандинский, Казимир Малевич, Владимир Татлин, Любовь Попова и многие другие радикальные художники, писатели и режиссеры были назначены на посты влиятельных чиновников в новом правительстве революционного государства. То была уникальная ситуация в истории: никогда прежде и после этого столь выдающиеся художники не поднимались так высоко в иерархии управления страной. Они поднялись из подпольщиков, контркультурщиков, в деятелей, определяющих художественную политику государства. Ирония состояла в том, что союз авангарда с советской властью продлилась очень недолго. Как это ни странно, но большевики, политические радикалы, были консерваторами в искусстве. Им гораздо был ближе Александр Бенуа, чем Казимир Малевич. В начале 30-х годов все направления русского авангарда практически исчезли, уступив место господству социалистического реализма…

Одной из наиболее ярких фигур этого периода является человек, оставивший след практически во всех областях искусства: в дизайне, архитектуре, скульптуре, театре, рекламе, кино, фотографии. Кроме того, в его жизненном пути отчетливо отражается динамика развития всего авангардистского направления конца 1910-х – начало 1930-х годов. Я говорю об Александре Родченко, человеке, который наиболее последовательно пытался слить жизнь нового человека с искусством.

Из-за того, что наследие Родченко очень объемно, данная статья распадается на две части. Первая будет посвящена, в основном, его деятельности в области дизайна, а вторая – фотографии и кино.

Детство гения

Александр происходил из довольно небогатой семьи. Его отец работал в театре на второстепенных должностях. Мальчик каждый день был предоставлен самому себе.

«Всегда, как я себя помню, чувствовал какое-то одиночество; помню себя бродящим по пустым залам и комнатам, где по утрам еще не убран мусор после балов; пустые коробки из-под конфет, бумажки, серпантин, обрывки лент, изломанные бонбоньерки. Помню, уборщиц нет, раннее утро, запах табака, пыли, духов… Это добыча утра — моя добыча»

Возможно, именно с этого периода стоит отметить увлеченность будущего художника к бытовым предметам, различным материалам, которые послужат основой его творчества.

Тем не менее, он смог поступить в Казанскую художественную школу, где изнывал от обыденщины и отсутствия талантливых преподавателей. Александр интересовался работами новых художественных направлений: «Мир искусством» и футуристами. Важным моментом стало выступление в Казани поэтов нового времени – Маяковского и Бурлюка. Слушая их под неодобряющий свист толпы, Родченко почувствовал внутреннюю связь с новым движением. С этого момента он стал вырабатывать стиль своего творчества в новом радикальном направлении.

Первые художественные опыты

Как сообщает сам Родченко, «сделался живописцем, крайне левым художником абстрактной живописи, где композиционные, фактурные и цветовые задачи уничтожили предмет и изобразительность». Александр в своих первых работах стремился как бы расчистить пространство живописи, вернуться к первоначальным элементам. Он экспериментировал с формами, линиями и фактурами, что было характерно для многих художников того времени. Одна из первых его работ "Линейно-циркульная композиция", подчеркивает его особое отношение к такому элементу, как «линия». «Линия есть первое и последнее, как в живописи, так и во всякой конструкции вообще».

Линейно-циркулярная композиция
Линейно-циркулярная композиция

Другая его работа - «Черное на черном» - иллюстрирует игру Родченко с фактурами: она написана полностью чёрной краской, разница фактур рождается из-за того, что некоторые части картины художник покрывает лаком, а некоторые оставляет матовыми.

Черное на черном
Черное на черном

Александр заканчивает свои эксперименты с изобразительным искусством композицией трех ровно окрашенных холстов – красного, желтого и синего, то есть фактическим достижением максимального упрощения.

«Я довел живопись до логического конца и выставил три холста: красный, синий и желтый, утверждая: все кончилось. Цвета основные. Каждая плоскость есть плоскость, и не должно быть изображений. Каждая плоскость до своих граней имеет один цвет».

Чистый красный цвет, Чистый желтый цвет, Чистый синий цвет
Чистый красный цвет, Чистый желтый цвет, Чистый синий цвет

Переход к трехмерности

В конце 1910-х годов Родченко обращается к трехмерным конструкциям, построенным по принципу комбинирования стандартных элементов. Сам Родченко называл их «подобными фигурами». Видно, что он пытается экспериментировать с формами, материалами, пробует найти свою собственную манеру и направление в искусстве.

Пространственная конструкция №6
Пространственная конструкция №6

В 1917 году А. Родченко предпринимает первую попытку создания новых по форме реальных вещей, проектируя настенные светильники для кафе «Питтореск» в Москве. Эти первые дизайнерские проекты Родченко «выдают» своего автора — видно, что их создавал художник, привыкший к работе на плоскости. В них нет еще характерного для дизайнера и архитектора объемно-пространственного подхода к созданию реальной вещи. Сложные композиции светильников Родченко конструирует, идя не от объема, а от плоскости. Он берет простые по конфигурации плоскости и «сворачивает» их в цилиндры, конусы, спиралевидные ленты и т. д.

Эскиз светильника
Эскиз светильника

В своих композициях из различных материалов автор использует прием, напоминающий по общему построению «дерево» — ствол с кроной, то есть нижняя часть конструкции — это вертикальная опора, которая поддерживает «крону» из сложных, находящихся в равновесии консольных «ветвей». Такой подход к созданию композиции был в те годы необычным, но его быстро переняли другие художники. Этот прием Родченко начал применять и в архитектуре.

Город с «верхним фасадом»

Александр интересовался архитектурными проектами еще со времен обучения в Казанской художественной школе, но продемонстрировал свои идеи широкой публике только в 1919 году. Был объявлен конкурс среди художников и архитекторов на проект «киосков для распространения произведений печати». Напомню, что в то время большевики проводили кампанию по ликвидации безграмотности и пропаганде своих идей, поэтому новые формы распространения знания были им необходимы.

Родченко представил два проекта, подписав оба девизом «Бизиакс», что представляло собой чисто фонетическое сочетание, «беспредметное» слово. Это были сооружения с центральной несущей вертикальной конструкцией, по типу прошлых абстрактных скульптур Родченко. В проекте довольно ясно прочитывались все дополнительные атрибуты: трехсторонние часы, экран для проекций новостей, щит для лозунгов, трибуна для оратора на крыше. Вся конструкция была решена в виде перекрещивающихся раскрашенных плоскостей. Родченко формировал образ архитектуры не на основе фасадного решения, а строил структуру, рассчитанную на обзор с разных сторон. Такая задумка соотносится с идеями того времени, например, можно вспомнить знаменитый проект Татлина с вращающимися на 360 градусов деталями.

Эскизы киоска
Эскизы киоска

Родченко не был архитектором по образованию, что позволило ему предложить необычную концепцию здания, основанную на структуре как доминанте композиционного решения, на каркасно-панельной системе. Из этого переосмысления рождался целый мир новой архитектуры. И для коллег-архитекторов живопись, графика и конструкции Родченко была своеобразным катализатором в формировании новаторских архитектурных концепций.

Проект газетных киосков Родченко вошел в историю. Он неоднократно публиковался в отечественных и зарубежных журналах, Эренбург в качестве иллюстрации включил этот проект в свою книгу «А все-таки она вертится», и даже один молодой югославский писатель создал пьесу, действие которой проходило у киоска Родченко.

Затем Александр разрабатывал эскизы «Совдепа» (то есть, совета депутатов - высший орган власти в советской России), который должен был стать главным зданием города. Родченко меньше всего интересует художественная выразительность объемов и фасадов нижней основной части здания, корпуса которой подчеркнуто утилитарны: прямоугольные объемы с рядами окон. Все внимание уделено оригинальному решению той части сооружения, которая находится над кровлей нижней части и вознесена над рядовой застройкой города. В проектах отчетливо отразилась его оригинальная концепция города с верхним фасадом.

Эскиз здания "Совдепа"
Эскиз здания "Совдепа"

Родченко так представлял себе эволюцию города: «Прежде перед человечеством была равнина, и оно строило на ней в ширину свою архитектуру. Отсюда высокие пирамиды, А, а теперь небоскребы строятся прямо, П П П П, а затем V одним концом только прикреплены к земле, остальное – в пространстве. Делаю проект нового города. Дом на земле и подвесной дом. Таким образом, город может нарастать, не портя целой его конструкции. Верх нужно тщательно разработать в смысле новой конструктивно-пространственной формы, где будут всевозможные площадки, эскалаторы, скаты, лестницы, сады, фонтаны, световые плакаты, прожектора, качели и проч., проч.»

Родченко изображает прямоугольные объемы зданий, некоторые из них приподняты над землей на опорах. Но самое интересное для него – это всевозможные фермы и конструкции на крышах. Он хочет приподнять город над землей и сделать каждый дом как бы пристанью для проплывающих дирижаблей. Антенны то заворачиваются в спирали, то скрепляются друг с другом в виде шестов для шалаша, то растут в несколько ярусов как пирамиды, то распускаются в виде колючего цветка. Смысл этой концепции в том, что город будет развиваться вверх, появится новая точка зрения на город – с верхних точек, из пролетающих над городом дирижаблей и самолетов, с переходов, мачт, высотных зданий. Последующие достижения Родченко в фотографии будут связаны как раз со смещением взгляда на объект съемки, о чем мы расскажем в следующей статье)))

Архитектурные фантазии Родченко повлияли на освобождение архитектурного мышления современников от многих профессиональных стереотипов. Да и сама концепция оборудования крыш небоскребов, строительство зеленых ферм, на наш взгляд, очень актуальна.

Отец дизайна

Эта характеристика как нельзя лучше подходит к Родченко, ведь, действительно, он фактически создал советский дизайн.

К первой его работе в сфере дизайна можно отнести чайный сервиз. В то время государство, и вместе с ним художники, искали новые формы бытовых предметов, пытались сделать повседневность более демократичной. В эту сферу творчества включился и Родченко. Комплект посуды отражал привычки чаепития в России. Во-первых, необходимость в двух чайниках —заварочном и для кипятка. Во-вторых, сахарнице. В состав проекта входил и молочник. Для сервировки полагался поднос, на котором трактирщик мог бы принести чашки, блюдца и чайники. Формы посуды отражают геометрический подход в работе с формой и декором. И чайники, и сахарница имеют сферическую форму на конической подставке

Чайный сервиз
Чайный сервиз

Для пропорций всех элементов в композициях из этой серии характерен точный математический расчет. Линии проведены либо строго параллельно друг другу, либо под прямыми углами, либо под углом оправданным типом построения. В расположении и окраске элементов присутствует динамическая симметрия. Особенно подчеркивается момент движения в рисунке на подносе.

Тогда же многие художники стремились создать новую моду, новый тип одежды, который отражал бы завоевания революции, был демократическим и удобным для ношения. Нужно было создать отличную от буржуазной одежду, которая, в первую очередь, была бы товарищем человека, то есть помогала в жизни. Вот как сам Александр Родченко писал об этом, находясь в Париже:

«Наши вещи в наших руках должны же равными, тоже товарищами, а не этими черными и мрачными рабами, как здесь. Вещи осмыслятся, станут друзьями и товарищами человека, и человек станет уметь смеяться и радоваться и разговаривать с вещами... Вот посмотри, сколько здесь вещей, которые снаружи украшены и холодно украшают Париж, а внутри, как черные рабы, затая катастрофу, несут свой черный труд, проводя расправу с их угнетателями».

В создании вещей-товарищей Родченко помогала его жена – Варвара Степанова. Вместе они создали костюм инженера-конструктора. Блуза с карманами разного размера для инструментов, матросского покроя брюки также с широкими карманами. Кожаные вставки у воротника, отворотов рукавов и над нагрудными карманами подчеркивали техничность, утилитарность одежды. Именно в этих местах ткань чаще всего изнашивается, лоснится, пачкается. В костюме основными линиями являются швы и их Родченко особенно подчеркивает с помощью контрастных отделочных строчек. Также он первым применяет в изделиях застежку «молнию» как декоративный элемент одежды, так и функциональный.

Прозодежда (то есть, "производственная одежда")
Прозодежда (то есть, "производственная одежда")

Родченко рассматривал задачи дизайна всеобъемлюще — как проектирование всей окружающей человека предметной среды.

По его мнению, все предметное окружение человека представляет собой взаимосвязанную систему оборудования. Поэтому дизайнер (как бы представляющий интересы человека в современном индустриальном мире) должен объединять своим творчеством различные области быта, общественной жизни, транспорта, промышленности и др., создавая для человека новую среду. Отсюда такая широта диапазона дизайнерских разработок как самого Родченко, так и его учеников: оборудование для быта, для культурно-просветительных учреждений, для улицы, для выставок, для различных видов транспорта и т. д.

Это проявилось уже на выставке в Париже в 1925 году, для которой он разработал комплексное оборудование Рабочего клуба. Эта работа Родченко вызвала в свое время большой интерес специалистов во многих странах и до сих пор публикуется в работах советских и зарубежных авторов как классический пример комплексного решения оборудования в период формирования дизайна.

Участию нашей страны на Международной выставке художественной промышленности и декоративных искусств в Париже придавалось и большое политическое значение, особенно в пропаганде нового социалистического образа жизни. Кроме того, советский отдел представлял собой большой интерес для иностранцев: они хотели увидеть искусство новой и опасной, волнующей и пугающей, страны советов.

Что же продемонстрировал Родченко? «Рабочий клуб» включал в себя различные элементы оборудования:

- оборудование читального зала (стол, стулья, витрина для выставки книг и журналов, подвижные стенные витрины для плакатов, карт и газет);

- складная, легко развертываемая установка для собраний, митингов и выступлений «живой газеты» (включает — трибуну для оратора, место для председателя или редактора газеты, раздвижную стенку — экран для демонстрирования иллюстративного материала, движущийся экран-ленту для лозунгов и диапозитивов);

- уголок Ленина (стенная подвижная витрина для хранения и демонстрации материалов с местом для заголовков и тезисов, подвижная витрина для плакатов и лозунгов, подвижная фотовитрина);

- установка для стенной газеты с движущимися полосами для автоматической верстки;

- шахматный столик с емкостями, составляющий единое изделие вместе с двумя сиденьями;

- фонари, форма которых позволяла направлять потоки света вниз и вверх;

- клубные объявления;

- оформление для диапозитивов в виде витража.

Рабочий клуб
Рабочий клуб
Рабочий клуб (реконструкция)
Рабочий клуб (реконструкция)

Несмотря на такое обилие элементов, привлекала внимание лаконичность форм и простота конструкций изделий. Все они были окрашены в четыре цвета: серый, красный, черный и белый. За это Александр получил «серебряную медаль» выставки, хотя, по его мнению, должен был получить золотую, но из-за плохих отношений СССР с Францией ему досталось второе место.

Это только малая часть того, что создал Родченко в области дизайна. О других творческих задумках этого разностороннего гения читайте здесь:

P. S. Если Вам понравилась статья, то подписывайтесь на наш канал в телеграмм. Там Вас ждет много разнообразного контента об искусстве в прошлом и настоящем:

ИЛИ | искусство люди история

Если же Вы сами хотите начать творить красоту (в дизайне, фотографии или любой другой области), то смело заходите на наш сайт, где мы подберем Вам специальную программу обучения:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ