«Я в каждом произведении делаю новый опыт без плюса своего старого»
«Мы были за новый мир, мир индустрии, техники и науки. Мы были за нового человека, мы его чувствовали и не совсем ясно представляли в будущем. Мы были изобретателями и переделывали мир по-своему. Мы создавали новое понятие о красоте и расширяли понятие искусства. И в то время такая борьба — я полагаю — не была ошибкой»
Если попросить иностранца, увлекающегося искусством, назвать наших соотечественников, которые внесли наибольший вклад в развитие мировой изобразительной культуры, он, скорее всего, назовет наших авангардистов и конструктивистов. Значение этого направления признавали и у нас: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства – конструктивизм» - радовался Маяковский. Действительно, до начала XX века русское искусство было скорее догоняющим, оно создавало шедевры, но не формировало новые направления. Однако в 1910-е годы, когда «тысячелетняя» Россия готовилась пройти испытания мировой войной и революциями, появилось особое движение – русский авангард.
Его даже сложно назвать движением, стилем или направлением. Скорее это был менталитет, образ жизни, выражавшийся не только в творчестве художников, но и в их убеждениях и поведении. Авангард носил радикальный характер, он отвергал существующий порядок и старое искусство. Художники готовы были строить новый мир, мир-утопию, счастливое общество, где искусство будет доступно каждому, где сама жизнь будет искусством. Не удивительно, что большинство авангардистов поддержало советскую власть и революцию 17 года. Примерно через 5 месяцев после прихода к власти большевиков Марк Шагал, Василий Кандинский, Казимир Малевич, Владимир Татлин, Любовь Попова и многие другие радикальные художники, писатели и режиссеры были назначены на посты влиятельных чиновников в новом правительстве революционного государства. То была уникальная ситуация в истории: никогда прежде и после этого столь выдающиеся художники не поднимались так высоко в иерархии управления страной. Они поднялись из подпольщиков, контркультурщиков, в деятелей, определяющих художественную политику государства. Ирония состояла в том, что союз авангарда с советской властью продлилась очень недолго. Как это ни странно, но большевики, политические радикалы, были консерваторами в искусстве. Им гораздо был ближе Александр Бенуа, чем Казимир Малевич. В начале 30-х годов все направления русского авангарда практически исчезли, уступив место господству социалистического реализма…
Одной из наиболее ярких фигур этого периода является человек, оставивший след практически во всех областях искусства: в дизайне, архитектуре, скульптуре, театре, рекламе, кино, фотографии. Кроме того, в его жизненном пути отчетливо отражается динамика развития всего авангардистского направления конца 1910-х – начало 1930-х годов. Я говорю об Александре Родченко, человеке, который наиболее последовательно пытался слить жизнь нового человека с искусством.
Из-за того, что наследие Родченко очень объемно, данная статья распадается на две части. Первая будет посвящена, в основном, его деятельности в области дизайна, а вторая – фотографии и кино.
Детство гения
Александр происходил из довольно небогатой семьи. Его отец работал в театре на второстепенных должностях. Мальчик каждый день был предоставлен самому себе.
«Всегда, как я себя помню, чувствовал какое-то одиночество; помню себя бродящим по пустым залам и комнатам, где по утрам еще не убран мусор после балов; пустые коробки из-под конфет, бумажки, серпантин, обрывки лент, изломанные бонбоньерки. Помню, уборщиц нет, раннее утро, запах табака, пыли, духов… Это добыча утра — моя добыча»
Возможно, именно с этого периода стоит отметить увлеченность будущего художника к бытовым предметам, различным материалам, которые послужат основой его творчества.
Тем не менее, он смог поступить в Казанскую художественную школу, где изнывал от обыденщины и отсутствия талантливых преподавателей. Александр интересовался работами новых художественных направлений: «Мир искусством» и футуристами. Важным моментом стало выступление в Казани поэтов нового времени – Маяковского и Бурлюка. Слушая их под неодобряющий свист толпы, Родченко почувствовал внутреннюю связь с новым движением. С этого момента он стал вырабатывать стиль своего творчества в новом радикальном направлении.
Первые художественные опыты
Как сообщает сам Родченко, «сделался живописцем, крайне левым художником абстрактной живописи, где композиционные, фактурные и цветовые задачи уничтожили предмет и изобразительность». Александр в своих первых работах стремился как бы расчистить пространство живописи, вернуться к первоначальным элементам. Он экспериментировал с формами, линиями и фактурами, что было характерно для многих художников того времени. Одна из первых его работ "Линейно-циркульная композиция", подчеркивает его особое отношение к такому элементу, как «линия». «Линия есть первое и последнее, как в живописи, так и во всякой конструкции вообще».
Другая его работа - «Черное на черном» - иллюстрирует игру Родченко с фактурами: она написана полностью чёрной краской, разница фактур рождается из-за того, что некоторые части картины художник покрывает лаком, а некоторые оставляет матовыми.
Александр заканчивает свои эксперименты с изобразительным искусством композицией трех ровно окрашенных холстов – красного, желтого и синего, то есть фактическим достижением максимального упрощения.
«Я довел живопись до логического конца и выставил три холста: красный, синий и желтый, утверждая: все кончилось. Цвета основные. Каждая плоскость есть плоскость, и не должно быть изображений. Каждая плоскость до своих граней имеет один цвет».
Переход к трехмерности
В конце 1910-х годов Родченко обращается к трехмерным конструкциям, построенным по принципу комбинирования стандартных элементов. Сам Родченко называл их «подобными фигурами». Видно, что он пытается экспериментировать с формами, материалами, пробует найти свою собственную манеру и направление в искусстве.
В 1917 году А. Родченко предпринимает первую попытку создания новых по форме реальных вещей, проектируя настенные светильники для кафе «Питтореск» в Москве. Эти первые дизайнерские проекты Родченко «выдают» своего автора — видно, что их создавал художник, привыкший к работе на плоскости. В них нет еще характерного для дизайнера и архитектора объемно-пространственного подхода к созданию реальной вещи. Сложные композиции светильников Родченко конструирует, идя не от объема, а от плоскости. Он берет простые по конфигурации плоскости и «сворачивает» их в цилиндры, конусы, спиралевидные ленты и т. д.
В своих композициях из различных материалов автор использует прием, напоминающий по общему построению «дерево» — ствол с кроной, то есть нижняя часть конструкции — это вертикальная опора, которая поддерживает «крону» из сложных, находящихся в равновесии консольных «ветвей». Такой подход к созданию композиции был в те годы необычным, но его быстро переняли другие художники. Этот прием Родченко начал применять и в архитектуре.
Город с «верхним фасадом»
Александр интересовался архитектурными проектами еще со времен обучения в Казанской художественной школе, но продемонстрировал свои идеи широкой публике только в 1919 году. Был объявлен конкурс среди художников и архитекторов на проект «киосков для распространения произведений печати». Напомню, что в то время большевики проводили кампанию по ликвидации безграмотности и пропаганде своих идей, поэтому новые формы распространения знания были им необходимы.
Родченко представил два проекта, подписав оба девизом «Бизиакс», что представляло собой чисто фонетическое сочетание, «беспредметное» слово. Это были сооружения с центральной несущей вертикальной конструкцией, по типу прошлых абстрактных скульптур Родченко. В проекте довольно ясно прочитывались все дополнительные атрибуты: трехсторонние часы, экран для проекций новостей, щит для лозунгов, трибуна для оратора на крыше. Вся конструкция была решена в виде перекрещивающихся раскрашенных плоскостей. Родченко формировал образ архитектуры не на основе фасадного решения, а строил структуру, рассчитанную на обзор с разных сторон. Такая задумка соотносится с идеями того времени, например, можно вспомнить знаменитый проект Татлина с вращающимися на 360 градусов деталями.
Родченко не был архитектором по образованию, что позволило ему предложить необычную концепцию здания, основанную на структуре как доминанте композиционного решения, на каркасно-панельной системе. Из этого переосмысления рождался целый мир новой архитектуры. И для коллег-архитекторов живопись, графика и конструкции Родченко была своеобразным катализатором в формировании новаторских архитектурных концепций.
Проект газетных киосков Родченко вошел в историю. Он неоднократно публиковался в отечественных и зарубежных журналах, Эренбург в качестве иллюстрации включил этот проект в свою книгу «А все-таки она вертится», и даже один молодой югославский писатель создал пьесу, действие которой проходило у киоска Родченко.
Затем Александр разрабатывал эскизы «Совдепа» (то есть, совета депутатов - высший орган власти в советской России), который должен был стать главным зданием города. Родченко меньше всего интересует художественная выразительность объемов и фасадов нижней основной части здания, корпуса которой подчеркнуто утилитарны: прямоугольные объемы с рядами окон. Все внимание уделено оригинальному решению той части сооружения, которая находится над кровлей нижней части и вознесена над рядовой застройкой города. В проектах отчетливо отразилась его оригинальная концепция города с верхним фасадом.
Родченко так представлял себе эволюцию города: «Прежде перед человечеством была равнина, и оно строило на ней в ширину свою архитектуру. Отсюда высокие пирамиды, А, а теперь небоскребы строятся прямо, П П П П, а затем V одним концом только прикреплены к земле, остальное – в пространстве. Делаю проект нового города. Дом на земле и подвесной дом. Таким образом, город может нарастать, не портя целой его конструкции. Верх нужно тщательно разработать в смысле новой конструктивно-пространственной формы, где будут всевозможные площадки, эскалаторы, скаты, лестницы, сады, фонтаны, световые плакаты, прожектора, качели и проч., проч.»
Родченко изображает прямоугольные объемы зданий, некоторые из них приподняты над землей на опорах. Но самое интересное для него – это всевозможные фермы и конструкции на крышах. Он хочет приподнять город над землей и сделать каждый дом как бы пристанью для проплывающих дирижаблей. Антенны то заворачиваются в спирали, то скрепляются друг с другом в виде шестов для шалаша, то растут в несколько ярусов как пирамиды, то распускаются в виде колючего цветка. Смысл этой концепции в том, что город будет развиваться вверх, появится новая точка зрения на город – с верхних точек, из пролетающих над городом дирижаблей и самолетов, с переходов, мачт, высотных зданий. Последующие достижения Родченко в фотографии будут связаны как раз со смещением взгляда на объект съемки, о чем мы расскажем в следующей статье)))
Архитектурные фантазии Родченко повлияли на освобождение архитектурного мышления современников от многих профессиональных стереотипов. Да и сама концепция оборудования крыш небоскребов, строительство зеленых ферм, на наш взгляд, очень актуальна.
Отец дизайна
Эта характеристика как нельзя лучше подходит к Родченко, ведь, действительно, он фактически создал советский дизайн.
К первой его работе в сфере дизайна можно отнести чайный сервиз. В то время государство, и вместе с ним художники, искали новые формы бытовых предметов, пытались сделать повседневность более демократичной. В эту сферу творчества включился и Родченко. Комплект посуды отражал привычки чаепития в России. Во-первых, необходимость в двух чайниках —заварочном и для кипятка. Во-вторых, сахарнице. В состав проекта входил и молочник. Для сервировки полагался поднос, на котором трактирщик мог бы принести чашки, блюдца и чайники. Формы посуды отражают геометрический подход в работе с формой и декором. И чайники, и сахарница имеют сферическую форму на конической подставке
Для пропорций всех элементов в композициях из этой серии характерен точный математический расчет. Линии проведены либо строго параллельно друг другу, либо под прямыми углами, либо под углом оправданным типом построения. В расположении и окраске элементов присутствует динамическая симметрия. Особенно подчеркивается момент движения в рисунке на подносе.
Тогда же многие художники стремились создать новую моду, новый тип одежды, который отражал бы завоевания революции, был демократическим и удобным для ношения. Нужно было создать отличную от буржуазной одежду, которая, в первую очередь, была бы товарищем человека, то есть помогала в жизни. Вот как сам Александр Родченко писал об этом, находясь в Париже:
«Наши вещи в наших руках должны же равными, тоже товарищами, а не этими черными и мрачными рабами, как здесь. Вещи осмыслятся, станут друзьями и товарищами человека, и человек станет уметь смеяться и радоваться и разговаривать с вещами... Вот посмотри, сколько здесь вещей, которые снаружи украшены и холодно украшают Париж, а внутри, как черные рабы, затая катастрофу, несут свой черный труд, проводя расправу с их угнетателями».
В создании вещей-товарищей Родченко помогала его жена – Варвара Степанова. Вместе они создали костюм инженера-конструктора. Блуза с карманами разного размера для инструментов, матросского покроя брюки также с широкими карманами. Кожаные вставки у воротника, отворотов рукавов и над нагрудными карманами подчеркивали техничность, утилитарность одежды. Именно в этих местах ткань чаще всего изнашивается, лоснится, пачкается. В костюме основными линиями являются швы и их Родченко особенно подчеркивает с помощью контрастных отделочных строчек. Также он первым применяет в изделиях застежку «молнию» как декоративный элемент одежды, так и функциональный.
Родченко рассматривал задачи дизайна всеобъемлюще — как проектирование всей окружающей человека предметной среды.
По его мнению, все предметное окружение человека представляет собой взаимосвязанную систему оборудования. Поэтому дизайнер (как бы представляющий интересы человека в современном индустриальном мире) должен объединять своим творчеством различные области быта, общественной жизни, транспорта, промышленности и др., создавая для человека новую среду. Отсюда такая широта диапазона дизайнерских разработок как самого Родченко, так и его учеников: оборудование для быта, для культурно-просветительных учреждений, для улицы, для выставок, для различных видов транспорта и т. д.
Это проявилось уже на выставке в Париже в 1925 году, для которой он разработал комплексное оборудование Рабочего клуба. Эта работа Родченко вызвала в свое время большой интерес специалистов во многих странах и до сих пор публикуется в работах советских и зарубежных авторов как классический пример комплексного решения оборудования в период формирования дизайна.
Участию нашей страны на Международной выставке художественной промышленности и декоративных искусств в Париже придавалось и большое политическое значение, особенно в пропаганде нового социалистического образа жизни. Кроме того, советский отдел представлял собой большой интерес для иностранцев: они хотели увидеть искусство новой и опасной, волнующей и пугающей, страны советов.
Что же продемонстрировал Родченко? «Рабочий клуб» включал в себя различные элементы оборудования:
- оборудование читального зала (стол, стулья, витрина для выставки книг и журналов, подвижные стенные витрины для плакатов, карт и газет);
- складная, легко развертываемая установка для собраний, митингов и выступлений «живой газеты» (включает — трибуну для оратора, место для председателя или редактора газеты, раздвижную стенку — экран для демонстрирования иллюстративного материала, движущийся экран-ленту для лозунгов и диапозитивов);
- уголок Ленина (стенная подвижная витрина для хранения и демонстрации материалов с местом для заголовков и тезисов, подвижная витрина для плакатов и лозунгов, подвижная фотовитрина);
- установка для стенной газеты с движущимися полосами для автоматической верстки;
- шахматный столик с емкостями, составляющий единое изделие вместе с двумя сиденьями;
- фонари, форма которых позволяла направлять потоки света вниз и вверх;
- клубные объявления;
- оформление для диапозитивов в виде витража.
Несмотря на такое обилие элементов, привлекала внимание лаконичность форм и простота конструкций изделий. Все они были окрашены в четыре цвета: серый, красный, черный и белый. За это Александр получил «серебряную медаль» выставки, хотя, по его мнению, должен был получить золотую, но из-за плохих отношений СССР с Францией ему досталось второе место.
Это только малая часть того, что создал Родченко в области дизайна. О других творческих задумках этого разностороннего гения читайте здесь:
P. S. Если Вам понравилась статья, то подписывайтесь на наш канал в телеграмм. Там Вас ждет много разнообразного контента об искусстве в прошлом и настоящем:
Если же Вы сами хотите начать творить красоту (в дизайне, фотографии или любой другой области), то смело заходите на наш сайт, где мы подберем Вам специальную программу обучения: