Найти тему
Стражи Родины

Советские моряки не верили своим глазам, видя как кто-то рассёк их громадную подводную лодку словно бритвой. Тайны морского вояжа 1983 года

Оглавление

Морская тематика буквально овеяна всевозможными мифами, легендами и тайнами, и когда легендарная советская подлодка «АПЛ К-10» экстренно вернулась на базу без передней части, которую кто-то отполосовал словно лезвием. Стало больше еще на одну морскую тайну...

Что же на самом деле произошло в тот самый январский день 1983 года?

Думаю, что ни для кого не секрет, что две самых мощных державы прошлого века, Нерушимый Союз и Соединенные Штаты, противостояли друг другу практически во всем. И то самое противостояние ушло, в том числе и глубоко в океанские глубины. Штатовские подлодки курсировали у российских берегов, советские – в регионах, которые контролировали американцы.

Но как бы ни был просторен океан – лодки с завидной регулярностью сталкивались друг с другом.

Да, чаще всего было понятно, кто и кого зацепил – разведка досконально отслеживала, какие корабли возвращаются в порты поврежденными и встают на ремонт. Но иногда капитаны отечественных подлодок сталкивались с неизвестными судами, и кем они были – до сих пор остаётся только предполагать...

Именно такой случай произошел с советской АПЛ К-10. И столкновение оказалось настолько мощным, что лодка получила сильнейшие повреждения. Однако ни одно государство мира в то время не заявило ни о каких авариях или крушениях своих кораблей.

Так с кем же повстречались моряки в океанской глубине?

-2

Насколько на самом деле тих этот ваш Тихий океан?

Атомоход К-10, командовал которым опытный каперанг Валерий Медведев, долгое время находился в боевом походе в Южно-Китайском море. Все шло тихо и спокойно – ровно до момента, пока 22-го января 1983-го года лодка не отправилась к району выхода на связь. Поскольку секретность нужно было соблюдать по максимуму, в заданную точку нужно было выйти в строго назначенное время.

Лодка подходила к той самой точке на несколько часов раньше. Поэтому не спеша курсировала неподалеку: до поверхности – 50 с небольшим метров, до дна – четыре с половиной километра, дел – никаких, и незанятая на местах команда смотрит киношку в первом отсеке.

Вроде как вокруг лодки не было никого и ничего. Но тонкость в том, что акустические системы корабля не видят во все стороны одинаково – со стороны двигателя у лодки есть акустическая тень. А в нагрузку в тот день на поверхности был сильнейший шторм. А шум штормового моря прекрасно глушит шумы неспешно двигающегося под водой того же боевого подводного корабля.

Чтобы к лодке в этой тени не пристроилось какое-нибудь шпионящее американское недоразумение и своим присутствием не обломало сеанс связи, командир решил перестраховаться. И дал команду на разворот на обратный курс – посмотреть, не тащится ли кто там следом.

Но нет, акустики доложили – все чисто, мы одни. И как раз в этот момент все и началось...

-3

Вдруг откуда ни возьмись...

Внезапно посреди тихого и спокойного ничего К-10 встряхнул мягкий, но очень мощный толчок. У команды создалось впечатление, что подлодка не просто с чем-то столкнулась носом – она с этим «чем-то» сцепилась, какое-то время по инерции двигалась, а затем снова расцепилась и обрела свободу. По лодке была мгновенно объявлена тревога, и все отсеки загерметизировались.

К-10 продолжала двигаться с почти прежней скоростью, но появился заметный дифферент на нос, и первый отсек запросто мог быть уже давным-давно затоплен. И сначала связи с ними не было, но затем и оттуда доложили – есть герметизация. Значит – живы ребятки. Отлично! Чтобы не доводить ситуацию до катастрофы, лодка пошла на всплытие.

Оказавшись на поверхности и выйдя к точке столкновения, капитан увидел быстро удаляющийся проблесковый огонь. Значит, это была другая подводная лодка. Она сидела на хвосте у нашей АПЛ, заметила ее манёвр, поняла, что ее пытаются обнаружить, и попыталась уйти снова в зону акустической тени. Но – неудачно.

Но откуда она взялась? И чья она?

Разматывая ниточку

О том, что произошло столкновение, на флот сразу было отправлено сообщение. Чтобы не рисковать лодкой, ей было приказано сохранять надводное положение и добраться до базы во вьетнамском Камране, где ее уже ждала комиссия из Союза, а чтобы с ней больше ничего не случилось – ее сопровождал БПК «Петропавловск».

-4

Когда АПЛ начали осматривать, то выяснилось, что команде очень повезло добраться до берега живыми. Потому что носовая часть получила сильнейшие повреждения, и первый отсек только неведомым чудом не получил пробоину. Из искореженного корпуса были извлечены и куски чужеродного металла. Значит, не мистика – а чужой корабль.

Килевая дорожка советской подлодки, сделанная из добротной трехсантиметровой стали, на всем своем 32-метровом протяжении была срезана как бритвой... А у торпедных аппаратов, в которых находились торпеды с ядерной начинкой, начисто поотрывало крышки. И сами они оказались настолько изуродованными, что по возвращении в Петропавловск их даже не чинили – просто вырезали из корпуса и заменили новыми.

-5

Надо отметить, что столкновения подлодок в океане редкостью не были совсем. Например, в ноябре 1969-го советская К-19 протаранила насквозь оборзевших американцев в Баренцевом море – и штатовская «Гэтоу» с немалой пробоиной в корпусе легла на дно.

-6

А в 1981-м американский подводный корабль, используя ту самую акустическую тень, следил за советским подводным крейсером «К-211». Но американская команда оказалась слишком неопытной для своей шпионской роли, и когда советская подлодка чуток притормозила, американцы на полном скаку рубкой въехали в ее кормовую часть – после чего их обнаружили латающими себя на британской военной военно-морской базе Холи-Лох.

-7

Так что самому факту столкновения К-10 с каким-то подводным кораблем никто не удивился. Осталось только выяснить – с каким?

Единственная разумная версия

Долгое время никаких подтверждаемых версий о том, кому принадлежала неизвестная подводная лодка, не было совсем. Понятное дело, что говорили и о штатовских подводных кораблях, и о британских – но реальных доказательств не было. Ни одно государство мира никаких заявлений по этому поводу не сделало.

И только намного позднее появилась первая реальная версия, подтверждаемая косвенно – совпадением дат. Китайские ВМС отмечают, что 21-го января того же года погибла одна из их подлодок – она была специально переоборудована для испытательной работы с новой ракетой «Цзюйлан-1». И погибла не только команда, но и вся инженерно-испытательная группа.

И втихую все начали считать, что да – именно с этой лодкой и столкнулась советская К-10. Но остается множество нестыковок. Например, столкновение не было случайностью – вторая лодка следила за АПЛ. Вот только зачем это делать китайцам на корабле, который должен был выполнять сверх ответственную испытательную работу? Им было настолько скучно, что они отвлеклись от архизначимой госпрограммы и решили последить за другой субмариной? Любому, кто имеет отношение к флоту, это сразу кажется глупостью...

-8

Но кем бы они ни были – советские моряки не сплоховали даже в той невероятно сложной ситуации, тем самым не только смогли спасти невероятно ценную подводную субмарину, а самое главное – жизни сотни человек экипажа! Думается, что они точно заслужили свою положенную славу, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, если считаете так же, ну и если вам понравилась моя сегодняшняя статья, разумеется.

А как вы считаете – кому принадлежал этот другой, так и не идентифицированный подводный аппарат? Китаю? Штатам? Как вы думаете?

Самые интересные статьи канала "Стражи Родины":

Фашисты швырнули свежий хлеб голодным узникам концлагеря и сняли это на камеру. Почему сам Геббельс приказал немедленно уничтожить видео
Стражи Родины13 февраля 2024