Найти тему
Катехизис и Катарсис

Петровская Москва глазами иностранца

Эпоха Петра I, бесспорно, стала переломной в истории Российского государства. Радикальные преобразования обрушились на общество, как из рога изобилия, разрывая связи с традиционным мироустройством. Облик петровской эпохи хорошо знаком каждому, кто хотя бы окончил школу – горы реформ, выход к Балтийскому морю, обстриженные бороды и т.д. В большинстве своём нам известны перемены глобальные, удостоившиеся найти себе место в студенческих пособиях и школьных учебниках, однако присутствуют и менее известные детали из давно минувшего времени. Одним из источников, позволяющим всецело погрузиться в эпоху могут служить дневники иностранных гостей. Они позволяют смотреть на сложившееся устройство общества глазами первооткрывателя, находить и отмечать то, что соотечественников пропустил бы по причине обыденности. В числе подобного рода литературы представлена, например, работа нидерландского художника Корнелия де Бруина «Путешествие через Московию в Персию и Индию».

Корнелий де Бруин
Корнелий де Бруин

Во-первых, стоит рассказать пару слов о самом путешественнике. Корнелий де Бруин родился в Гааге примерно в 1652 году и, достигнув 22-летнего возраста, решил, что скучно ему сидеть на одном месте, от чего отправился в своё первое путешествие. В нём он посетил Рим и множество городов Оттоманской империи, в том числе и Иерусалим с Каиром. По возвращению из путешествия, которое заняло почти 20 лет им была издана наполненная собственными иллюстрациями книга «Путешествие Корнелиса де Бруина в знаменитейшие части Малой Азии», которая имела большей успех. Видимо триумф первой книги предсказал вторую экспедицию, устремлённую на этот раз куда дальше: Московия – Персия – Индия.

Экспедиция началась 1 августа 1701, путь до столицы Московского государства лежал из Амстердама в Архангельск на корабле, а оттуда уже санями. Итого по времени путь занял полтора месяца (не считая длительную остановку в Архангельске на три с половиной месяца).

Пробыл в Москве художник-путешественник чуть более года, за это время он сумел найти общий язык с Петром Алексеевичем, что позволило ему с куда больше глубиной вникнуть в жизнь «петровской» Москвы.

Пётр I
Пётр I

Немного о том, как Корнелию удалось сблизиться с царской персоной (все дальнейшие цитаты взяты из книги самого де Бруина):

«С 1649-го цари московские завели обычай посещать знатнейших из своих друзей, как иностранцев по происхождению, так и русских господ, живущих в Москве и в Немецкой слободе, незадолго до праздника крещения, причем посещаемые обязаны угощать гостей, что называется, славить.»

И путешественнику тут дважды повезло гостить именно у одно из таких «знатнейших гостей». Первая удача – приехать под праздник крещение, вторая гостить у одного из «знатнейших друзей государя», голландского резидента Генриха Гульста. Петра Первого нельзя заподозрить в предвзятом отношении к иностранцам, поэтому внезапный гость подвергся длительному «допросу» о своих путешествиях. Будущего императора в особенности заинтересовал Египет, в частности его античное наследие, которое удалось лицезреть художнику (интересно что из всего диалога возникает ощущение, что Иерусалим – первый из христианских городов, вовсе не интересовал русского царя). Первая встреча видимо оставила хорошее впечатление, т.к. в дальнейшем Пётр ещё не раз инициировал встречи с Корнелием де Бруином и даже попросил его нарисовать портрет жены и дочерей его брата, Ивана Алексеевича (того самого, который должен был быть царём по праву старшинства). Во время исполнения своих обязанностей как художника нидерландец познакомился и с уникальным царским гостеприимством:

«Любезности, которые оказывали мне при этом дворе в продолжение всего времени, когда я работал там портреты, были необыкновенны. Каждое утро меня непременно угощали разными напитками и другими освежительными, часто также оставляли обедать, причем всегда подавалась и говядина, и рыба, несмотря на то что это было в великий пост, – внимательность, которой я изумлялся. В продолжение дня подавалось мне вдоволь вино и пиво. Одним словом, я не думаю, чтобы на свете был другой такой двор, как этот, в котором бы с частным человеком обращались с такой благосклонностью, о которой на всю жизнь мою сохраню я глубокую признательность.»

О самой Москве и общественной жизни в ней:

Описывая столицу Русского государства, Корнелий столкнулся с расхождением стереотипов и реальности. Так в Европе многие писатели предполагали, что Москва за последнее время уменьшилась вдвое, поэтому в своей книге, нацеленной в первую очередь на европейскую аудиторию, он разоблачает этот миф и пишет «Но я, напротив, дознал по самым точным исследованиям, что теперь Москва гораздо больше и обширней того, чем была когда-нибудь прежде, и что в ней никогда не было такого множества каменных зданий, какое находится ныне и которое увеличивается почти ежедневно». Помимо размеров Москвы и её интенсивного роста отмечает художник и несколько иных деталей. Например, улицы, которые были покрыты брёвнами так, что, когда шли дожди, они становились почти непроходимы по причине топкой грязи (одна из двух вечных проблем России). Удивило его и то, что на торгу продавали уже совершенно готовые дома. Они строились из бревен, сложенных вместе так, что их можно было разобрать и перенести по частям куда угодно и потом опять сложить в очень короткое время.

Москва 1703 года. Гравюра из книги К. де Брюйна
Москва 1703 года. Гравюра из книги К. де Брюйна

Затрагивает путешественник и меры по пожаротушению, применяемые в петровской России. Первое, что стоит отметить, так это «особую стражу», как её называет де Бруин, наблюдающую всё время, чтобы вовремя поднять тревогу, как только произойдёт что-либо подобное. Упоминает автор произведения и то, как Пётр самостоятельно испытывал несколько голландских «пожарных огнегасительных труб», к сожалению применения, их в тексте мы не увидим. Но есть куда более увлекательный факт – на протяжении всего произведения описывается только 1 случай тушения пожара:

«… загорелся в Немецкой слободе дом одного из наших соотечественников. Царь тотчас же явился сам на пожар и лично давал надлежащие распоряжения для прекращения огня, как это его величество делает и всегда в подобных случаях…».

И самое интересное – это контраст. Когда в той же Немецкой слободе начинается пожар уже в отсутствие царя в городе (тот уехал в Воронеж), предстаёт такая картина:

«…возвращаясь от него в слободу, увидел пожар, на который и пошел, чтоб посмотреть, как там действуют для прекращения огня; но я не видел там никаких других для этого мер, кроме разобрания и сломки соседних домов».

Из чего можно сделать неутешительное предположение, что в отсутствие царя борьба с пожаром была делом страдающих от него.

"План Москвы" (Петров чертеж)
"План Москвы" (Петров чертеж)

Последним аспектом общественной жизни, который хотелось бы упомянуть, стала религиозная жизнь Москвы. Что поразило де Бруина, так это огромное множество монастырей и храмов, раскинувшихся на территории Москвы и то с каким размахом празднуются в Российском царстве христианские праздники. Но несмотря на всю их пышность и многолюдность, которая их сопровождает, Корнелий добавляет щепотку «светскости»: «в старину отправляли с гораздо большею торжественностью, потому что их царские величества и все знатные вельможи государства присутствовали на нем. Но ныне царствующий государь сделал в этом деле большие перемены». В общем, не привлекали Петра Алексеевича дела духовные, у него были свои приоритеты, которые находят своё отражение уже в иных праздниках. С размахом, например, праздновалась победа после битвы при Эрестфере: соорудили большие хоромы у кремля, устроили пир для царя и его приближённых и всё это сопровождалось огнями фейерверков.

Преобразования Петра:

Не трудно догадаться, что «взаимная любовь» Петра I и Корнелия де Бруина не позволила последнему негативно отозваться о петровских реформах. Да, и как иначе ведь царь проводил их с опорой на привычный путешественнику западный образец. Поэтому никакого негатива о преобразованиях в тексте Корнелия вы не найдёте – ни привычного «порвал с традициями!», ни «тиран, которой высасывает кровь из народа!». Сплошной позитив, в худшем случае нейтральная оценка. В подобном русле проходит описание борьбы с бородами и насаживание европейской моды. Последнее изменение казалось для Корнелия настолько важными и коренным, что в страхе от того как перемена со временем может совершенно изгладить даже из памяти старинную русскую одежду, он изобразил на полотне одежду девиц в народном костюме, представив одну вполоборота, чтобы лучше можно было видеть украшения назади головы. Забота о русском народном костюме достойная медали.

Наверное, на этом можно было бы уже и закончить, но под конец хотелось бы упомянуть обычай, показавшийся путешественнику довольно странным, но отражающий всю исключительность духовного опыта русского мужика:

«Пришедши куда-нибудь, москвичи не говорят прежде ни слова, но ищут глазами изображения какого ни есть святого, которое всегда имеется в каждом покое. Отыскав оное, они кладут перед ним три поклона, осеняя себя в то же время крестным знамением и произнося: «Господи, помилуй!» – или же: «Мир дому и живущим в нем!», и опять совершают крестное знамение, затем они уже здороваются с хозяевами и ведут с ними беседу. То же самое делают они, посещая и чужестранцев, сотворя поклон перед первой попавшейся им на глаза картиной, из опасения не отдать прежде богу подобающего ему почтения».

Калинин Иван