Найти тему
Люблю читать, люблю писать

26-е задание ЕГЭ по русскому языку: раскладываем термины по полочкам в Валентинов день

Не об этом собиралась я сегодня писать, но на календаре 14 февраля.

Мой календарь с замечательными котиками Марии Павловой
Мой календарь с замечательными котиками Марии Павловой

Будучи советской школьницей, ничего не ведающей ни о святом Валентине, ни о Дне всех влюблённых, я где-то наткнулась на стихотворение Эдгара По (по моим воспоминаниям, это был маленький отрывной календарь, но могу и ошибаться).

Фиалками пленительных очей,
Ярчайших, точно звезды Диоскуры,
На эти строки посмотри скорей:
Ты знала ли искусней трубадура?
Я имя скрыл твое средь этих строк;
Его ищи, в сплетенья слов вникая:
Оно — мой стяг, мой лавровый венок,
Мой талисман; твержу его всегда я.
В стихе значенья полон каждый знак.
Найти сам принцип здесь всего важнее.
Мой узел гордиев завязан так,
Чтоб не был нужен меч, клянусь тебе я.
Найти тут сможет взор прекрасный твой,
Сияющий нетленным, чистым светом,
Три слова, что составят имя той,
Чье превосходство ведомо поэтам.

Помню, что меня, не знакомую на тот момент с инверсиями и метафорами, так заворожили эти "фиалки очей" и "сплетенья слов", "звёзды Диоскуры" и "взор прекрасный твой", что я немедленно выучила стихотворение. Сегодня вспомнила о нём и решила поделиться. Вдруг пригодится для работы со средствами выразительности.

Кстати, Роман Анатольевич Дощинский осенью во время онлайн-консультации "На все 100" обещал, что через месяц на сайте ФИПИ заработает навигатор самостоятельной подготовки, где в целостном виде будут представлены все средства выразительности с разделением на группы. Через две недели весна. Ау? Где обещанное деление на группы? Я вижу только сплошной список терминов через запятую. Но! Внимание!! Кое-где есть точка с запятой. Именно на этот знак препинания и надо ориентироваться, чтобы разложить всё по полочкам?

У меня получилось такое деление

  • выразительные средства фонетики: звукопись, аллитерация, ассонанс;
  • выразительные средства словообразования: слова с суффиксами определённого значения, с эмоционально окрашенными суффиксами, индивидуально-авторские слова;
  • тропы: метафора, олицетворение, гипербола, литота, ирония, метонимия, сравнение, эпитет;
  • выразительные средства лексики: антонимы (в том числе контекстные), синонимы (в том числе контекстные); книжная, разговорная, просторечная лексика, диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины, архаизмы, историзмы, неологизмы, фразеологизмы, эмоционально-оценочная лексика;
  • синтаксические средства выразительности: вводные и вставные конструкции, восклицательные и вопросительные предложения, риторическое восклицание, риторический вопрос, односоставное предложение, неполное предложение, ряд однородных членов предложения, обособленные члены предложения, сравнительный оборот, обращение, авторские знаки препинания;
  • формы речи: диалог, монолог;
  • приёмы: анафора, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, парцелляция, антитеза (противопоставление), синтаксический параллелизм, цитирование.

Вроде бы обошлось без неожиданностей.

Другие стихи для отработки 26-го задания ЕГЭ можно найти здесь: