Экономическая нестабильность - частая ситуация в России после конца нулевых. Геополитические конфликты сделали ситуацию еще хуже. Людям пришлось сократить бюджеты на покупки и пересмотреть свои потребительские привычки. Если раньше многие не смотрели на цену, то сейчас чаще покупают наиболее дешевые товары хорошего качества.
Ритейл понимает тенденцию, поэтому старается подстраиваться, пересматривая подходы к маркетингу и ценообразованию.
Давайте же посмотрим, какие изменения произошли на рынке и как их встречает экономное население.
«Стратегии» покупателей – антикризисные
Нынешний тренд на снижение покупок зародился в марте 2022 года. Тогда люди начали активно покупать продукты первой необходимости, почти полностью сократив любые другие категории. Ритейлеры ощутили падение продаж готовой еды, кофе, фруктов и овощей, мяса. Из покупаемых товаров старались сделать запас на черный день, поэтому продукты характеризовались большим сроком годности.
Люди не забыли, как работал рынок при ковиде. Товары могут просто пропасть, а цены на них взлететь. Поэтому сейчас каждый делал покупки, опираясь на предыдущий опыт.
Рынок начал активно продвигать новые способы покупки - более выгодные, чем классическое посещение супермаркетов. В онлайне предлагали скидки на заказы и доставку, а дискаунтеры сами по себе имели меньшую цену. Компания NielsenIQ подтвердила тренд, проведя опрос в крупных городах. Люди стали выбирать магазины и способы покупок исходя из стоимости. Часть потребителей остановилась на магазинах у дома, другие перешли на дискаунтеры и посещение гипермаркетов во время акций, третьи полностью перешли на маркетплейсы и доставки от ритейлеров.
В обозримом будущем объем экономных посетителей не уменьшится, поэтому ритейлу нужно придумывать другие способы сохранения клиентов.
Одним из таких способов стало сокращение объема продукта при сохранении цены. Например, 1 литр молока сократился до 900 миллилитров. Так называемая шринкфляция позволила сохранить стабильные цены при удорожании сырья и производства. Люди получают меньше продукта, но при этом не так сильно беспокоятся из-за роста цен на привычные продукты. Без введения данного способа ритейлеры заметили бы значительное сокращение спроса.
Ритейл: адаптация ассортимента под запросы потребителей
Одним из самых больших потрясений для потребителей стал уход известных брендов. Если к росту цен все привыкли, то возвращаться к дефициту 90-х никто не хотел. Поэтому ритейлерам пришлось оперативно проводить процедуру “импортозамещения” даже тех продуктов, которые производились по лицензии в России. К концу 2022 года на рынок удалось выпустить 28 тысяч новинок.
Люди положительно отреагировали на изменения. По данным NielsenIQ, что 70% опрошенных интересны новинки, 29% целенаправленно их тестируют и сравнивают с ушедшими брендами, а 40% регулярно покупают.
Интересен тренд на рост спроса на продукцию локальных производителей. Люди предполагают, что качество таких продуктов будет выше, а цена ниже.
Открытие новых форматов магазинов
C 2022 года активизировался спрос на новые форматы торговых точек - магазины с фиксированной ценой или дискаунтеры. Такие точки открывались уже давно, но увеличение количества посетителей спровоцировала ритейлеров на открытие новых.
Закономерно, что не только люди с низким достатком начали посещать такие точки. Средний класс узнал, что в дискаунтерах можно покупать те же продукты в разы дешевле, поэтому периодически начал посещать такие магазины для приобретения некоторых категорий товаров.
Развитие СТМ
Нельзя не заметить бум продукции СТМ. Она позволила объединить низкую стоимость с хорошим качеством продуктов. Помимо этого, СТМ привлекают покупателей тем, что избавляют от необходимости ждать акции.
С момента появления продукты собственной торговой марки претерпели значительные изменения в позиционировании. Если раньше это были среднего качества товары для бедных без интересных дизайнов упаковки, то сейчас они улучшают составы и брендирование, выходя на большее количество покупателей. Зачем переплачивать за бренд, если аналогичный по составу продукт выпускает сам ритейлер? Постепенно эти марки обрастают своей аудиторией и продвигаются через сарафанное радио.
Ритейлеры довольны увеличению выручки, покупатели радуются хорошим продуктам за адекватную стоимость. Производители могут сократить дефицит бюджета за счет увеличения производства продуктов под разными марками. Все в выигрыше.
Никто не знает, когда закончится очередной кризис. Нам остается только понимать текущую ситуацию и находить правильные решения для выживания. Опрометчиво думать, что на кризисах можно навариться. Лучше выстроить нормальное отношение с покупателями за счет предоставления хороших продуктов по ценам, которые может позволить любой человек.
Оригинал статьи находится здесь
Фотографии использованы из открытых источников.
________________________________
Подписывайтесь на наш канал – вас ждет еще много интересных новостей про мерчандайзинг и ритейл! Мы в Telegram и Vkontakte.