Найти тему

ЛОМОНОСОВ. Как в городе появилась железная дорога и роль в его жизни железнодорожного вокзала

Железнодорожный вокзал в г.Ломоносове. Вид с Привокзальной площади /фото из личного архива/
Железнодорожный вокзал в г.Ломоносове. Вид с Привокзальной площади /фото из личного архива/

Книга 2. ЛОМОНОСОВ. ЧТО В ПРИГОРОДЕ ТОМ?

Предыдущие главы:

У ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВОКЗАЛА

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Три причины появления ораниенбаумской железнодорожной ветки

Гости города прибывают в Ломоносов по железной дороге на станцию Ораниенбаум. Ломоносов снова спрятался под маской, сохранив своё старое имя в названии железнодорожной станции. Зато стоит спуститься с платформы, и город распахивает свои объятия. Ломоносов весь перед вами! Позади – море, Финский залив.

Железнодорожный вокзал. Вид со стороны железнодорожного переезда /фото из личного архива/
Железнодорожный вокзал. Вид со стороны железнодорожного переезда /фото из личного архива/

Как известно, первая железная дорога в России была проложена из Санкт-Петербурга к частной императорской резиденции в Царском Селе в 1837 году. Это было только начало! Однако Ораниенбауму пришлось ждать более четверти века! В 1864 году в городе торжественно был открыт железнодорожный вокзал, и железные кони помчались с невиданной скоростью – около 15 км в час!

Это была третья железнодорожная ветка в Российской империи. Вернее, её продолжение. После Царскосельской за казенный счёт дорогу проложили до Москвы (1851). А после Крымской войны в 1857 была открыта железная дорога до парадной императорской резиденции Петергоф, построенная на частные средства барона Штиглица буквально за год.

Железнодорожная ветка на подъезде к Ораниенбауму со стороны Калище /фото из личного архива/
Железнодорожная ветка на подъезде к Ораниенбауму со стороны Калище /фото из личного архива/

Конечно, необходимо было продлить дорогу и до Ораниенбаума! Причин было достаточно. Во-первых, от Ораниенбаума было налажено морское сообщение с Кронштадтом. Во-вторых, в Ораниенбауме размещались гвардейские полки, для оперативной связи с которыми скоростная дорога была кстати. Ну, и самая веская причина, стимулировавшая строительство: после перехода усадьбы и города во владение великого князя Михаила Павловича, благодаря стараниям его супруги Елены Павловны, Ораниенбаум превратился в популярный морской курорт! Сделать городок доступным для отдыхающих сулило большие выгоды! Однако пришлось столкнуться с немалыми трудностями! В итоге строительство совсем небольшого участка дороги растянулось на 2 года! В чём же была проблема?

Кусочек дороги дорогой ценой

Ещё во времена Северной войны на южном побережье Финского залива началось строительство дворянских усадеб. Вдоль них по воле Петра 1 была проложена дорога, по которой более 150 лет передвигались на лошадях – верхом, в каретах и экипажах. А потом появилась альтернатива – железная дорога. Когда прокладывали её ветку до Петергофа, она обогнула усадьбы и легла южнее старой Петергофской дороги. Почти не затронув частных владений, она проходила по равнинной местности Литоринового уступа. Продлевать её в сторону Ораниенбаума по нагорной части смысла не было. Ораниенбаум тогда всё ещё, в основном, теснился в прибрежной части! К берегу залива и нужно было вывести железнодорожную ветку, чтобы затем доставлять грузы, перемещаемые по железной дороге, в Кронштадт.

Кто добирался в Ломоносов по нижнему шоссе, помнит Ораниенбаумский спуск к заливу у Старого Петергофа. А вот железная дорога всё ещё тянется по верху через него до станции Мартышкино, а потом словно ныряет вниз, чтобы выйти к побережью. Чтобы «спустить» дорогу, пришлось сделать искусственный спуск путём изъятия лишнего грунта. Тысячи землекопов понадобились для работ! А если вспомнить, что крепостное право к этому времени было отменено, то станет ясно, что рабочая сила оказалась весьма дорогостоящей. Благо, что помимо 2 тысяч землекопов, привлекли еще 3 тысячи гвардейцев.

Вид на железную дорогу к Ораниенбауму с железнодорожного моста в Мартышкино /фото из личного архива/
Вид на железную дорогу к Ораниенбауму с железнодорожного моста в Мартышкино /фото из личного архива/

Другой проблемой стали частные владения, через которые пришлось прокладывать железнодорожную ветку. Со всеми пострадавшими приходилось договариваться! Это требовало времени и денег. Отступные были огромные!

Одновременно с началом прокладки дороги началось и строительство Ораниенбаумского вокзала. Здесь тоже оказалось немало проблем. Ветку выводили практически на берег Финского залива. Выбора не было –Дворцовый проспект, продолжение Петергофской дороги, тянулся вдоль Литоринового уступа, а Финский залив был буквально в нескольких шагах. А это означало, что бесконечные наводнения, от которых регулярно страдал Ораниенбаум, грозили размытием железной дороги. Для защиты необходимо было её приподнять. И тот грунт, что вынимали в районе Мартышкино, на подводах перевозили в Ораниенбаум. Укрепляли берег булыжником, прутьями и дёрном, засыпали землёй. Созданная в итоге насыпь по сей день защищает Ломоносов от грозных наводнений!

Наконец свершилось! Поезда пошли в Ораниенбаум. Как же учащённо билось сердце тех, кто с нетерпением ждал встречи с любимым дачным местом каждое лето! Живописные морские пейзажи открывались взору на подъезде, а роскошный вокзал, похожий на дворец, распахивал двери как величественный портал!

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ

Вокзал, похожий на дворец

Железнодорожный вокзал на станции Ораниенбаум был задуман похожим на дворец! Он должен был создавать праздничное настроение у всех, прибывающих в город! Земли под его строительство безвозмездно были переданы владельцам железной дороги с высочайшего позволения хозяйки Ораниенбаума великой княгини Елены Павловны. Правда, одновременно с передачей земель, был выдвинут ряд условий. В частности, проекты всех возводимых для нужд железной дороги зданий утверждались лично великой княгиней.

Здание вокзала возводилось по проекту академика архитектуры Фердинанда Логиновича Миллера (1832-1900). Строительство началось в 1862 году и продолжалось 2 года. Торжественное открытие здания вокзала, при участии высочайших лиц, состоялось в день прибытия из Петербурга первого поезда – 7 июля 1864 года. Пассажиры, налюбовавшись живописными видами из окон поезда, выходили на высокую платформу, расположенную на уровне второго этажа нарядного здания вокзала. Войдя внутрь, по широкой лестнице они спускались вниз и оказывались на Привокзальной площади.

Вид на железнодорожный вокзал с платформы на старинной фотографии /фото с сайта ruskompas.ru/
Вид на железнодорожный вокзал с платформы на старинной фотографии /фото с сайта ruskompas.ru/

Фасад здания со стороны площади имеет 3 этажа, в то время, как поезд прибывает к двухэтажному фасаду, обращённому к заливу. Вот здесь и чувствуется, как подняли прибрежную полосу при строительстве дороги. Высокий первый этаж оформлен рустовкой. Три ризалита (выступающие части) придают зданию объемность! Небольшая надстройка в барочном стиле над центральным ризалитом сделала здание нарядным и торжественным! Боковые ризалиты были украшены балюстрадой! Возможно, не случайно! Ведь в усадьбе Ораниенбаум, практически, все постройки 18 века имеют в верхней части эту архитектурную деталь! В итоге, здание вокзала словно включалось в архитектурный ансамбль Ораниенбаума.

Вид на железнодорожный вокзал в Ораниенбауме со стороны ривокзальной лощади /фото с сайта Википедия/
Вид на железнодорожный вокзал в Ораниенбауме со стороны ривокзальной лощади /фото с сайта Википедия/

«Вокзал» – холл для развлечений?

Чтобы различать здания разного назначения, мы используем специальные слова, которые вызывают соответствующие ассоциации, например: дворец, театр, школа, завод и пр. С появлением железной дороги появились постройки нового назначения. Тогда и вошло в обиход иностранное слово «вокзал».

В английском варианте «вокзал» звучит как «воксхол». С «холлом», более менее, понятно. Это – большое помещение в общественных зданиях, предназначенное для отдыха или ожидания. «Вокс» – фамилия хозяйки увеселительного парка Vauxhall в Лондоне. Когда стали появляться первые здания на железнодорожных станциях, ещё не очень было понятно их назначение! Тем более, первая железная дорога была привилегией высокопоставленных особ. Первоначально пассажиров было немного. Прибывали заблаговременно, задолго до отправления поезда. Для их увеселения играла музыка. Наверное, тогда здания железнодорожных станций и обрели своё «имя собственное» – стали вокзалами, увеселительным местом! А простой народ шёл сюда смотреть на гигантскую машину, которая, свистела, пыхтела, выпускала клубы пара и, набирая обороты, постепенно исчезала с глаз! Всё казалось невероятным! Тоже было развлечение!

«Вокзальный» набор услуг

К тому моменту, когда строился Ораниенбаумский вокзал, уже стало понятно его предназначение. Он должен был предоставить пассажирам определённый набор услуг и удобств на время ожидания поезда. Самыми привилегированными пользователями железной дороги на всех направлениях оставались члены императорской семьи, а потому в здании вокзала был предусмотрен «Царский салон», а в каждом железнодорожном составе находился комфортабельный «каретный вагон». Он имел всего 4 купе. Из каждого на платформу был отдельный выход.

Все остальные пассажиры делились на 3 класса и обеспечивались соответствующим набором услуг. На втором этаже соответственно классам были обустроены залы ожидания. Здесь располагались билетные кассы, работали 2 буфета, в киосках торговали газетами и журналами и даже канцелярскими товарами. Огромные часы, установленные в здании, не позволяли пассажирам опоздать на поезд. Но, всё же, не забыли и о развлекательной функции вокзала! Музыка «хранилась» в стеклянном музыкальном ящике, новинке своего времени, и извлекалась из него по желанию состоятельных граждан!

Железнодорожные вспомогательные службы располагались на первом этаже вокзала, начальство сидело наверху! Для удобства прибывающих пассажиров рядом с платформой было возведено отдельное здание багажного отделения. Прибывших пассажиров непременно встречали у вокзала извозчики! Тут же на площади находились каретные мастерские.

Поезда отправлялись по расписанию. До начала 20 века они ходили лишь 5 раз в сутки и находились в пути около трёх часов, но иногда задерживались и опаздывали. Между Петербургом и Ораниенбаумом было в то время лишь 5 промежуточных станций, где поезда делали остановки: Лигово, Сергиево, Стрельна, Новый и Старый Петергоф. В летнее время пускали дополнительные поезда из двух вагонов, курсировавшие между Петергофом и Ораниенбаумом. Проезд по железной дороге был дорогим удовольствием. Тем не менее, за год продавали до 200 тысяч билетов!

Послереволюционная судьба вокзала

После революции железная дорога была национализирована. В 20-х годах 20 столетия её продлили дальше на запад, вдоль южного берега залива. А в годы Великой Отечественной войны ораниенбаумский вокзал сгорел! По некоторым сведениям, в нём хранилось продовольствие, и здание было уничтожено в результате поджога! Эти загадочные истории с уничтожением продуктовых запасов в начале войны в разных городах, по-прежнему, остаются покрыты тайной и не перестают удивлять!

К 50-м годам восстановление города от ран, нанесённых войной, завершилось. Восстановили из полуразрушенных стен и здание вокзала. Изыски царских времен посчитали излишними. В итоге, появилось здание, словно сменившее нарядное платье на соответствующее духу времени – просто и удобно, а главное, вполне функционально!

Советское время вокзал переживал вместе со всей страной! Все этапы –и восторженные 60-е, и застойные 80-е, и разрушительные 90-е! Все это отражалось на его облике. Он постарел и осел, частично уйдя своим высоким первым этажом под землю!

В 20 веке вокзал окончательно утратил свою развлекательную функцию. Но, как положено, работал в здании ресторан с характерным названием «Гудок», при нём – нечто вроде буфета. Кроме этого пассажирам были доступны лишь несколько помещений. Через них пробегали по пути на электричку, чтобы купить билет, практически не задерживаясь! Здесь было немноголюдно. Пассажиры, в основном, свои – горожане. Многие приобретали проездной (стоил 2 рубля 60 копеек до Ленинграда), чтобы не бегать ежедневно в кассу за билетом. Приезжие покупали билет от Ленинграда «туда и обратно» (его цена была 70 копеек), так что и у них нужды заходить в здание вокзала не было!

К концу 90-х железная дорога окончательно пришла в упадок повсеместно! Вокзал станции Ораниенбаум не стал исключением! Но прошло совсем немного времени, и на наших глазах произошло фантастическое перерождение! Сегодня путешествовать по РЖД снова также приятно как прежде, а вокзалы услужливо встречают пассажиров, предлагая им разнообразные услуги!

Однако ломоносовский вокзал, хоть и встрепенулся, принарядился и, в духе времени, обзавёлся разными железнодорожными «гаджетами», как-то не ожил! Он по-прежнему тих и задумчив! Впрочем, железнодорожный вокзал в Петергофе, готическое чудо от Николая Бенуа, кажется, вообще, прекратил свою жизнь в роли вокзала. А вот в Пушкине, в том самом Царском Селе, с которого началась железная дорога, жизнь кипит! В залах ожидания небольшого здания многолюдно! Работают популярные рестораны быстрого питания и детские комнаты!

Стоя у ломоносовского вокзала, сегодня трудно представить, как весело было на Привокзальной площади в былые времена! Но, прежде чем я отправлюсь туда, загляну-ка я в «Город из детства»! Там тоже хранятся «вокзальные» и железнодорожные истории.

Переходите по ссылке, читайте продолжение:

А начало книги здесь:

От автора.Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались - Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!