Обзор немецких медиа
🗞(+)✩Stern в статье «Военное преступление или необходимость? Почему воздушный налет на Дрезден вызывает столько споров» рассказывает, что 13 февраля 1945 года союзники начали бомбардировку Дрездена. Всего за три месяца до окончания Второй мировой войны британские и американские бомбардировщики превратили город в руины. Это спорное решение и по сей день вызывает споры. Уровень упоротости: отсутствует 🟢
Днём 13 февраля сотни британских бомбардировщиков «Ланкастер» взлетели с британских аэродромов. Их цель - Дрезден. В течение следующих двух дней они сбросили на город 1478 тонн фугасных бомб и 1182 тонны зажигательных бомб. В бомбовых налетах принимали участие и американские самолёты. Они сбросили на Дрезден 711 тонн бомб. Последняя волна из 210 американских бомбардировщиков B-17 последовала 15 февраля, сбросив ещё 463 тонны фугасных бомб.
После бомбардировок Дрезден лежит в руинах. Великолепные культурно-исторические здания, такие как оперный театр Земпера, Королевский дворец и дворец Цвингер, разрушены. Рушится Фрауэнкирхе. От зданий эпохи Возрождения и барокко в старом городе остались лишь пепелища.
Вопрос о том, сколько людей погибло во время воздушных налётов, долгое время оставался спорным. Комиссия экспертов, созванная в 2004 году, пришла к выводу, что погибло около 25 000 человек.
Однако вскоре после разрушительных бомбардировок встал вопрос о том, можно ли оправдать нападение союзников военной необходимостью. США призвали британцев отказаться от стратегии Королевских ВВС (RAF) «бомбардировок по площадям». Однако в распоряжении RAF не было других средств, поскольку они были оснащены и обучены в основном для бомбардировок по площадям.
В марте 1945 года Уинстон Черчилль всё же задумался о прекращении воздушной войны против немецких городов. В проекте телеграммы генералу Исмею, начальникам британских штабов и начальнику штаба ВВС он дистанцировался от её направления: «Мне кажется, настал момент, когда вопрос о бомбардировке немецких городов просто с целью усиления террора, даже если мы дадим другие предлоги, должен быть пересмотрен. В противном случае мы возьмём под контроль полностью опустошённую страну. [...] Разрушение Дрездена остается серьёзным вопросом для бомбардировочной политики союзников. Я считаю, что нам необходимо больше внимания уделять военным целям, таким как нефтехранилища и центры связи, находящиеся за зоной непосредственных боевых действий, а не актам террора и бессмысленного разрушения, какими бы впечатляющими они ни были».
Эти фразы усиливают подозрение, что бомбардировки были направлены не на уничтожение военных объектов, а на деморализацию населения. Историки до сих пор спорят о том, следует ли считать воздушный налёт на Дрезден военным преступлением. Тем более что архивные документы Королевских ВВС доказывают, что исторический центр Дрездена должен был быть уничтожен.
Цель атаки была чётко сформулирована и в брифинге, проведённом для экипажей бомбардировщиков во второй половине дня 13 февраля: «Цели атаки - поразить противника там, где он больше всего чувствует, и, кстати, показать русским, когда они доберутся до города, на что способно бомбардировочное командование» [даже не палились, ****! 😡 — прим. «Мекленбургского Петербуржца»].
Но британцы и американцы не просто уничтожили исторический центр города. Хотя Дрезден никогда не был центром оружейной промышленности, в городе имелись заводы, которые - как и везде - были хотя бы частично переоборудованы для военного производства. Многочисленные заводы поставляли боеприпасы, компоненты самолётов и другие товары для войны.
Дрезден также был третьим по величине железнодорожным перевалочным пунктом в Германском рейхе. Здесь пересекались железнодорожные линии, ведущие в Берлин, Прагу, Вроцлав, Варшаву, Лейпциг и Нюрнберг. Через Дрезден перевозились войска и материалы на фронт, а также заключённые в лагеря уничтожения.
Британский историк Фредерик Тейлорн, например, в своей скандальной книге «Дрезден. Вторник, 13 февраля 1945 года» британский историк Фредерик Тейлорн показал экономическую важность промышленности Дрездена для военных действий и подчеркнул значение города для планов немцев на Восточном фронте.
Однако стратегические объекты, такие как аэропорт, заводы и казармы на севере города, пострадали не так сильно, как старый город. Более того, поскольку точки падения целеуказателей находились в центре Дрездена, историки сомневаются, что атаки были направлены в первую очередь на военную инфраструктуру. Поэтому немецкий историк Герд Р. Уебершер считает бомбардировку Дрездена нарушением международного военного права того времени. Она не решила исход битвы за город и не ускорила окончание войны, пишет он в своей книге «Военные преступления в XX веке».
Автор: Мортен Фридель. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец»
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: опять-таки, травоядно, но правдиво. Хотя я бы по «союзничкам»-упырям, не так прошёлся.