Найти тему
О чем кричит редактор

Литература: рынок или искусство

В продолжение разговора о жанровой литературе и социальной прозе.
Наблюдаю за требованиями к текстами, которые предъявляют издательства, премии, конкурсы, питчинги - образовалось два течения.

Одно - самое шумное и бурное - это требование фэнтези, ромфанта, любовных историй, янгадалта, магических академий и прочего, что прекраснейшим образом продается на литпорталах и без издательств за куда большие суммы, нежели могут предложить издательства. Это рынок, это про деньги, книготовар. Вместо того, чтобы найти ярких авторов, вложиться в их раскрутку, потому что по каждому из этих направлений точно есть звезды, вместо этого дело поставлено на поток, поток топит всех подряд. Единственные, кто в выигрыше, это издательства. Есть жанры, есть серии, кто угодно есть, но назовите имена писателей - и сказать будет нечего. Хотя нет, что я, вы назовете тех, кто умело ведет соцсети, что, правда, имеет мало отношения к писательству.

Другое направление - тут требуют смыслы, здесь говорится о том, что автор должен понимать, о чем он вообще написал и смог бы внятно это объяснить, более того, заинтересовать темой и конфликтом на уровне синопсиса хотя бы, на уровне питча. Что уже прямо прорывом ощущается, хотя казалось бы, само собой разумеющееся дело. Но это еще звучит несмело, еще с оговорками, типа "вы, конечно, вольны писать что хотите, у нас тут демократия и прочий атас, но желательно бы уже все-таки со смыслом". Это я видела в требованиях некоторых журналов, пары издательств, в личных блогах пары редакторов издательств, в паре-тройке конкурсов. То есть уже не просто историю подавай, уже спасибо, наелись ваших замысловатых ниочемных текстов, а чтобы мысль какая-то хоть была. Еще год назад об этом и речи не шло. Я же об этом говорю пять лет уже точно.

На данный момент я, пожалуй, единственный человек, который довольно жестко очерчивает требования к содержанию. Буквально устанавливаю цензуру, делаю "гос.заказ", выкатываю список критериев - всё то, что так сильно нервирует подавляющее большинство, ведь "каждый имеет право делать что хочет и как хочет". А у меня цензура на автофикшн, литературу травмы (травмы личности, детства, социума, особенно травмы от страны, от эпохи и прочего, - над этим хорошо бы в сатире посмеяться), литературу телесной проблематики (к психиатрам с этими проблемами лучше обратиться), как не имеющие отношения к искусству литературы. Не умеет ставить тему произведения - не пройдете. Не умеете мыслить тонко и глубоко - не пройдете. Не умеете работать с эмоциями (а значит, психологией и конфликтами) - не пройдете. Цензура, мои хорошие, как она есть.

"Гос.заказ": хочу чтобы каждый ваш текст раскрывал определенную вечную или остросоциальную тему, содержал значимый конфликт, был эмоционально-тревожащим или вдохновляющим, чтобы вы через свою историю могли предложить некую идею для жизни, подать какое-то свое философское, мировоззренческое утверждение, если способны такое помыслить, конечно, и вне штампов, само собой разумеется. Я говорю, дайте сатиру на типажи и характеры современных людей, на конфликты общества, на проблемы эпохи. Можно обижаться, можно спорить, но вот такой запрос и вот такие ограничения. Все же прекрасно понимают, о чем мои требования.

Мне скажут, ну ты тут формируй запрос сколько влезет, но читатель голосует рублем. И это верно. Я порой и правда забываю, что современная литература - чистый рынок, причем не высокой моды, а массмаркет. И вся идеалистическая муть вроде того, что это мы должны формировать вкус толпы - для многих просто смешна. Современный недалекий читатель хочет читать нытье про то, как бедный несчастный персонаж страдает от того, что мама была занята на работе и не играла с ним по три часа в день (чисто американский конфликт, к российской действительности не имеющий отношения), а теперь он неуспешен и чувствует себя не в том теле и без мозгов.

Почему читатель хочет про это читать и прочее настолько же стереотипное? Потому что кто-то (не вы - писатели, не вы - издатели) сформировали содержание его мышления: интернетная помойка хорошо тренды-шаблоны продвигаемых тем в головы запихивает. Кто-то взял на себя эту задачу, а литература в настолько унизительном положении находится, что она лишь подбирает крохи за кем-то. А могла бы сама формировать рынок: спрос и предложения. И выиграть в итоге, причем в масштабе мировом. Но будто смелости нет, задачи все мелкие, типа куш сорвать сейчас, общественных задач не ставится, мышление торговцев.

Так вот вроде появляются небольшие такие, несмелые запросы на смыслы. Это хорошо, друзья. Смелее. Не стесняйтесь. Потенциала в подобном "гос.заказе" на содержание намного больше.

________________________________________
Анна Гутиева, писатель, литературный редактор
Услуги редактора, консультации - цены, статьи
здесь