Найти тему
Северная Корона

Ограбление по-советски. Как два брата украли в Госбанке СССР 1.5 млн с помощью детского зонта

Оглавление

Банки в СССР, как известно, грабить было не принято. И дело было вовсе не в сознательности советских преступников. Кража у государства во времена Советского Союза считалась преступлением гораздо более тяжелым, чем кража у обычных граждан и наказывалась очень тяжело.

Если ограбления "Сберкасс" в СССР и случались, то очень редко и в небольших масштабах. Однако в 1977 г. произошел вопиющий случай, поставивший на уши всю советскую милицию. Наглые преступники пошли на ограбление даже не "Сберкассы", а Госбанка СССР в городе Ереване. Два брата, ни один из которых до этого даже не был судим, совершили ограбление, облегчив фонды Госбанка на целых 1.5 млн рублей.

Здание Госбакнка Армянской ССР, 70-е годы
Здание Госбакнка Армянской ССР, 70-е годы

Побег с цыганским табором

Двоюродные кузены Николай и Феликс Калачян были людьми по характеру абсолютно разными. Николай в детстве рос в очень бедной семье. Отец мальчика, больной неизлечимым заболеванием, содержать своих детей не мог никаким образом. Иногда в семье Николая даже не было, что поесть. Не выдержав такой обстановки, еще, будучи учеником 4 класса, юный Калачян сбежал из дома с цыганским табором.

Цыгане в последующем научили мальчика подворовывать и торговать запрещенным в СССР вещами и даже препаратами. Когда Николай немного подрос, он устроился работать мусорщиком. Образование Калачян, таким образом, получил лишь начальное. В последующем он смог выучиться и на токаря. Но человеком при этом Николай, как признавали все его знакомые, был очень умным и расчетливым.

Цыгане в СССР, 70-е годы
Цыгане в СССР, 70-е годы

Первый налет

В какой-то момент Николай собрал группу таких же юнцов-отщепенцев, как и он сам, и организовал ограбление «Сберкассы». Преступники проделали дыру в стене учреждения и вынесли крупную сумму денег. Благодаря организаторскому таланту Николая и продуманности его действий, раскрыть это первое его преступление милиции не удалось.

Сам Николай однако особого проку от украденных денег не получил. Не умея обращаться с финансами, он попросту прогулял всю сумму в кабаках и ресторанах.

-3

Примерный семьянин

Двоюродный брат Николая — Феликс Калачян, был его полной противоположностью. Парнем он рос скромным и трудолюбивым и ни о каком криминале никогда даже не помышлял. В интеллектуальном плане особо одаренным Феликс не был, и окружающие считали его человеком «ведомым». Но и особенно глупым Феликс Калачян не был.

После школы Феликс женился и к тому моменту, когда им заинтересовался его двоюродный брат Николай, уже имел двоих детей. Проживал Феликс с семьей в Ленинакане, но время от времени ездил на заработки в Ереван. В Ереване с ним и связался Николай. Оставшись безнаказанным после ограбления «Сберкассы», Калачян начал искать новые пути получения легких денег.

Феликс Калачян на кольцах в спортзале
Феликс Калачян на кольцах в спортзале

Двоюродный брат Феликс заинтересовал Николая, благодаря прежде всего его недюжинной силе и природной физической гибкости. Феликс Калачян, как позднее рассказывали о нем знакомые, мог проделывать со своим телом такие трюки, которые были не под силу и профессиональным цирковым артистам.

Услышав предложение брата стать его соучастником, Феликс поначалу ужаснулся и категорически отказался грабить банки. Но бедность, необходимость содержать семью, а также природная внушаемость в конечном итоге все же сделали свое дело. Феликс дал согласие Николаю.

Магнитофоны

Создав таким образом преступную группировку, братья Калачян первым делом ограбили магазин электротехники. Как и в случае со «Сберкассой», они пробили в стене торговой точки дыру и вынесли несколько дорогих импортных магнитофонов.

-5

Оказалось, что выбирать места для своих ограблений Николай Калачян умеет. Заведующий магазином в последующем даже не стал подавать заявление о краже в милицию, поскольку украденные магнитофоны были контрабандными.

Магнитофоны братья, конечно, продали по дешевке, но все равно выручили за них довольно-таки большие деньги. После реализации техники, Николай и Феликс отправились в Москву и прокутили выручку в ресторанах. Когда деньги кончились, Николай предложил Феликсу пойти «на дело всей их жизни».

Феликс и Николай Калачян
Феликс и Николай Калачян

Дело всей жизни

К этому моменту Николай уже успел переговорить с дальним родственником братьев — Завеном Багдасаряном, и заручиться его поддержкой. Багдасарян работал служащим в Госбанке и пообещал Николаю помощь в ограблении за 40% от украденной суммы. В последующем Завен передал Калачянам схемы здания банка и предоставил всю необходимую информацию, которая могла бы помочь им в краже.

В частности, Завен сообщил Николаю, что стены и двери в хранилище банка — бронированные, и попасть в помещение через них не получится. Однако о потолке в хранилище банка никто не подумал, и он был обычным бетонным. При этом сами деньги в хранилище лежали просто на полках в пачках.

-7

Получив нужные сведения от Завена, Николай приступил к разработке плана ограбления. На подготовку всех деталей у братьев в последующем ушло целых полгода. Само ограбление Калачян назначили на пятницу, надеясь дать себе фору в два выходных дня.

Ограбление с помощью зонтика

Фортуна от братьев однако на этот раз начала отворачиваться еще на этапе подготовки. За неделю до назначенного дня Николай Калачян попал в аварию и был доставлен в больницу. Отказываться о дела, к которому он так долго готовился, преступник однако не стал. Николай уговорил брата все равно отправиться в банк и совершить кражу в одиночку.

Феликс Калачян согласился. Вечером в пятницу он отправился в банк. Проделав невероятный гимнастический трюк, Феликс проник через чердачное окно на чердак здания. Затем преступник просверлил небольшое отверстие в бетонном потолке. В узкую дыру Феликс опустил детский зонтик и раскрыл его. В последующем при расширении дыры куски бетона падали в этот зонтик и не производили шума, который мог бы привлечь охрану.

-8

Благодаря своей гибкости и силе, Феликс легко проник через проделанное в дыру хранилище и унес в рюкзаке 1.5 млн рублей. Общий вес этих денег составил целых 30 кг. Совершив кражу, Феликс Калачян забрал из больницы брата, после чего они вместе отправились в Москву.

Конечно, ограбление Госбанка нельзя было сравнить с кражей из «Сберкассы» или магазина электротоваров. Братья понимали, что охота за ними со стороны милиции начнется нешуточная. Поэтому для обналичивания украденных денег они придумали осторожный и хитрый способ.

Понедельник после ограбления стал для работников Госбанка СССР Еревана по-настоящему черным днем. 1.5 млн рублей в те времена было суммой астрономической. Даже автомобили по госцене, к примеру, обходились гражданам не более, чем в 4000-10000 рублей.

Милиция сразу же приступила к делу и начала шерстить криминальный мир советской Армении. Испугавшись, криминальные авторитеты начали сами приходить в милицию и заявлять о том, что они никогда не пошли на ограбление Госбанка. Как уже упоминалось, красть у государства во времена СССР было чревато.

Милиция СССР
Милиция СССР

Как в СССР легализовать 1.5 миллиона

Братья Калачян к этому времени уже добрались до Москвы и приступили к реализации своей схемы «отмывания» украденных денег. Николай и Феликс принялись покупать небольшими партиями облигации госзайма. При этом брали они те облигации, которые в последующем можно было продавать.

Возможно, несмотря на размах, и это преступление в конечном итоге сошло бы братьям с рук. Но в дело вновь вмешалась судьба. Вскоре после приезда в Москву Николай Калачян познакомился с симпатичной девушкой — Людмилой Аксеновой. Преступник влюбился в красавицу до такой степени, что решил жениться на ней.

Свадьбу Николай при этом запланировал практически королевскую. Для такого торжества преступнику, конечно, нужны были деньги. И Калачян совершил большую ошибку. Николай дал указание Феликсу приобрести сразу значительную партию облигаций для продажи.

Облигация СССР
Облигация СССР

Феликс выполнил поручение и им тут же заинтересовались правоохранительные органы. Работникам банка покупка большого количества облигаций показалась подозрительной. Ведь они знали, в том числе и об ограблении в Ереване. Николай же ко всему прочему еще и расплатился за ценные бумаги сторублевыми купюрами, которые в основном и были украдены в хранилище.

Наказание

Жениться на Людмиле Аксеновой Николая Калачяну было не суждено. Вскоре после покупки облигаций братьев арестовали. Приговор в последующем для покусившихся на государственную собственность преступников был вынесен более, чем суровый. Братьев Калачян приговорили к расстрелу. Их подельнику — работнику Госбанка Еревана Заряну Багдарасяну, дали 11 лет.

Следственный эксперимент с Феликсом Калачяном
Следственный эксперимент с Феликсом Калачяном

В последующем за преступников ходатайствовал председатель Верховного совета Армянской ССР. Николая Калачяна никто, конечно, особенно не жалел. Но Феликс Калачян до преступления был примерным семьянином, хорошо характеризовался на работе и соседями. В конечном итоге, пожалев отца двоих детей, Верховный суд отменил смертную казнь Клачянам. Однако посланное в Армению постановление запоздало. Бумага о помиловании пришла на место всего через сутки после казни Николая и Феликса Калачян.

Феликс Калачян во время следствия
Феликс Калачян во время следствия

Если статья понравилась, поддержите канал подпиской