7,7K подписчиков

Почему дуракам нельзя читать Булгакова. «Мастер и Маргарита».

388 прочитали

Размещаю с разрешения автора.

Я когда-то очень и очень увлекался Булгаковым. Любовь к его книгам до сих пор осталась. Время от времени перечитываю.

«Литературоведов», пишущих о нем – море. В кавычках потому, что они... Смотрите: Михаил Афанасьевич – мастер сатиры, и основным, почти исключительным его амплуа была сатира. «Бег» – сатира, «Белая гвардия» – запредельная сатира, «Собачье сердце» – тем более. Но талант Булгакова настолько грандиозен, что у него получилось то, что в сатире почти никогда не встречается!

Понимаете, в сатирическом литературном произведении положительных героев не может быть. Это не любовный роман. Вы же не ищете в «Похождениях бравого солдата Швейка» положительного героя? Но только с абсолютно гениальным сатирическим произведением может случиться то, что случилось со многими произведениями Булгакова: в объектах сатиры, кого Михаил Афанасьевич и высмеивал, те, кто читает, например, «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» – находят положительных героев, образцов для подражания.

Т.е., Булгаков не только что-то высмеивает, но и само отношение людей к его книгам позволяет выявлять среди них тех, кого он и высмеивает. Если поп прочёл «Мастера и Маргариту» и написал трактат о мистике в романе, то... Я на этого попа уже без смеха смотреть не могу. Если режиссёр поставил по «Мастеру и Маргарите» драму, то сама рожа этого режиссёра вызывает у меня дикий хохот...

Ещё когда для наших пап и мам деревья даже не были большими, ещё и наших пап-мам не было, советскую Москву посетил сам Сатана. Он, как опытный турист, начал экскурсию не с осмотра строящегося метро, не с проходной завода «Серп и молот», а прямиком направился со своей шайкой бесов к месту отдыха перетрудившейся на интеллектуальной ниве творческой элиты. Его жертвами стали популярный поэт и известный литературный критик.

Эти два деятеля искусства, неспособные в реальной жизни понять принцип работы двигателя внутреннего сгорания, но желающие вкусно и сытно жрать, считали для себя унизительным долбить отбойными молотками грунт в тоннеле, их занимали творческие изыскания ни много, ни мало – всечеловеческого масштаба. На чём и попались. Увидев субъекта, одетого в стильный костюм, да ещё и с тростью, эти «интеллектуалы», смело рассуждающие о самом Христе, сразу «распознали» в собеседнике иностранного профессора, хотя ясно видели перед собой похабную сатанинскую рожу...

По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой. Словом – иностранец. (Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите»: акварели Геннадия Калиновского.)
По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой. Словом – иностранец. (Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите»: акварели Геннадия Калиновского.)

Приобретение резиденции в качестве места проведения сатанинского шабаша для «иностранного туриста» проблем не составило. Ему даже почти не пришлось помогать бесам-подручным. Возомнивший себя хозяином жизни и народной жилплощади, мелкий клерк схавал взятку, даже не обратив внимания, что ему совали её с открытой издёвкой…

– Ба! Никанор Иванович, – заорал дребезжащим тенором неожиданный гражданин и, вскочив, приветствовал председателя насильственным и внезапным рукопожатием. Приветствие это ничуть не обрадовало Никанора Ивановича. (Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите»: акварели Геннадия Калиновского.)
– Ба! Никанор Иванович, – заорал дребезжащим тенором неожиданный гражданин и, вскочив, приветствовал председателя насильственным и внезапным рукопожатием. Приветствие это ничуть не обрадовало Никанора Ивановича. (Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите»: акварели Геннадия Калиновского.)

Опробование действенности старых методов вербовки поклонников «мессир» начал не с диспута на комсомольском собрании литейного цеха, не среди творческого коллектива БДТ, а на сцене дешёвого эстрадного театра – варьете. Именно там, куда и собирались желающие «отдохнуть» и «насладиться» «искусством». Само собой, оказалось, что дармовые «бабки» и шмотки – инструмент вполне еще пригодный…

Но главной целью гостей советской столицы был, конечно – бал! Потрясающий воображение бал, после которого разлетятся во все концы страны слу́хи и ду́хи.

А для бала нужна была королева. Без неё никак нельзя, иначе это будет просто дискотека. А так как мероприятие проводил Сатана, то и королева требовалась особого рода. Королева отбросов человеческих.

Вот и подобрали бесы кандидатуру. Выловили на московской улице прилично одетую молодую женщину, любящую жёлтые цветы.

– Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы. Чёрт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчётливо выделялись на чёрном её весеннем пальто. Она несла жёлтые цветы! Нехороший цвет. (Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите»: акварели Геннадия Калиновского.)
– Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы. Чёрт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчётливо выделялись на чёрном её весеннем пальто. Она несла жёлтые цветы! Нехороший цвет. (Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите»: акварели Геннадия Калиновского.)

Ею оказалась жена ответственного советского работника, личность с неясным прошлым, детей не имеющая (вот факт отсутствия у Маргариты детей запомним). Эта изящная дама дико страдала от «равнодушия» мужа, постоянно занятого на работе, но сама себя занять какой-нибудь работой не считала возможным по причине утончённости натуры. Зато мечтала о славе светской львицы в богемной среде. Только влезть в эту среду ей было затруднительно: муж не посещал салонов модных экспрессионистов и всяких имажинистов, а сама сочинять стихи о страдающей от любви душе и рисовать картины из разноцветных кубиков Маргарита не умела.

Зато обладала всеми внешними и внутренними качествами дешёвой и тупой шлюхи. А так как она была дешёвой и тупой, то свой путь в богему начала не с постели народного артиста СССР, но попалась на удочку проходимца, жившего соблазнением подобных дамочек. Этот проходимец изображал из себя мастера литературного слова и автора будущего произведения из этих литературных слов, которое могло заставить вздрогнуть всё просвещённое человечество. Ведь он писал биографию самого Иисуса Христа!

На этот дешёвый развод лоховатых самок и купилась «возвышенная» душа Маргариты. Однако, надежды быстро растаяли, как снежинки в мае. Муж Маргариты, несомненно, был человеком честным, поэтому в доме не валялись в беспорядке денежные купюры, которые можно было собирать незаметно для семейного бюджета и относить на прокорм «гению литературному». «Мастер» заскучал. Принимая скуку Мастера за романтическую меланхолию, наша «королева» терпеливо ждала окончания процесса производства романа о Боге. Но сам «писатель» ждать уже не мог, вероятно, из-за того, что компетентные органы напали на его след (кое-кто из его поклонниц всё-таки из кошелька мужа тырил купюры…). Неоконченный рОман полетел в печку, а сам «Гоголь» скрылся в психушке… И фамилию свою он забыл, и облигацию на 100 тысяч то ли в корзине с грязным бельём нашёл, то ли в музее ему дали, и фамилию то ли Вареньки, то ли Манечки, с которой жил – забыл....

Вот эту маромойку Риту и притащили бесы на смотрины к Сатане. Кандидатура «мессира» устроила.

Кривляясь, как дешёвая проститутка, Маргарита предстала без трусов перед па́рящим в тазике козлиное копыто «мессиром». Одна только мысль о возможности стать какой-то королевой напрочь вышибла у шлюхи последние мозги, не позволив ей увидеть гнусную сатанинскую рожу хозяина бала. Она поверила, что перед ней король (в грязном халате и с окопыченной ногой в цинковом тазу!).

Наша героиня ещё и ломалась, доставая свиту дьявола идиотскими вопросами о своём происхождении, пока бесы, веселясь, не рассказали, что она урождённая французская королева. Здесь у Ритки крышу снесло окончательно. Французская королева! Какая подзаборная маромойка способна спокойно услышать о таком факте своей биографии?! Мысль о том, что Сатана и бесы могут только обманывать, мысль простая и всем доступная, шлюхе в голову не пришла.

Теперь по лестнице снизу вверх поднимался поток. Маргарита перестала видеть то, что делается в швейцарской. Она механически поднимала и опускала руку и, однообразно скалясь, улыбалась гостям. (Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите»: акварели Геннадия Калиновского.)
Теперь по лестнице снизу вверх поднимался поток. Маргарита перестала видеть то, что делается в швейцарской. Она механически поднимала и опускала руку и, однообразно скалясь, улыбалась гостям. (Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите»: акварели Геннадия Калиновского.)

И она стала играть роль королевы на балу, даже не задумываясь, что на поклонение к ней выстроилась толпа из гнуснейших, самых-самых отбросов человеческого общества.

Ни Гай Кесарь Калигула, ни Мессалина уже не заинтересовали Маргариту, как не заинтересовал ни один из королей, герцогов, кавалеров, самоубийц, отравительниц, висельников и сводниц, тюремщиков и шулеров, палачей, доносчиков, изменников, безумцев, сыщиков, растлителей. Все их имена спутались в голове, лица слепились в одну громадную лепёшку, и только одно сидело мучительно в памяти лицо, окаймленное действительно огненной бородой, лицо Малюты Скуратова. (Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите»: акварели Геннадия Калиновского.)
Ни Гай Кесарь Калигула, ни Мессалина уже не заинтересовали Маргариту, как не заинтересовал ни один из королей, герцогов, кавалеров, самоубийц, отравительниц, висельников и сводниц, тюремщиков и шулеров, палачей, доносчиков, изменников, безумцев, сыщиков, растлителей. Все их имена спутались в голове, лица слепились в одну громадную лепёшку, и только одно сидело мучительно в памяти лицо, окаймленное действительно огненной бородой, лицо Малюты Скуратова. (Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите»: акварели Геннадия Калиновского.)

Но вот факт особой озабоченности Маргариты по поводу страданий одной из представительниц этих отбросов – детоубийцы Фриды, наталкивает на мысль о кое-каких интересных событиях в её собственном неясном прошлом, связанном с детьми, и объясняет, почему именно она была выбрана королевой человеческого дерьма.

Закончилось всё для всех банально: так, как только и могло закончиться, если вы попались на удочку Сатаны. Кстати, Мастер у Воланда пытался отмазаться от Ритки и своей рукописи, которая не сгорела... Всеми конечностями упирался изо всех сил!

В итоге Маргарита и Мастер получили то, что просили – покой. Но поскольку они его просили у дьявола, то и покой им устроили с дьявольским садизмом: невротическая шлюха, желающая блистать в богемном обществе деятелей культуры, и презирающий таких шлюх проходимец, заперты наедине друг с другом. Он обречён теперь на бесконечное писательство, но его писанину никто никогда не прочтёт; она навсегда обречена изображать его музу, но без надежды родить ребёнка.

Раскалённые сковороды и котлы с кипящим маслом – при таких условиях излишни!

Только для Ивана Бездомного финал оптимистичный; он бросил к чертям своё пустое стихоплётство.

Вот что написано чёрным по белому в книге русского советского (советского – если кто-то что-то в Булгакове не понимает) писателя.

Теперь пересмотрите фильмы и спектакли, снятые по роману «Мастер и Маргарита», и задайте себе вопрос: что́ читали их создатели? Какой роман?.. Тогда и станет понятно, куда делся и чем занялся Сатана после того, как удрал со своими бесами от милиционеров.

Только имейте ввиду, что Михаил Афанасьевич – настоящий советский писатель. Именно, советский.

…После того, как я выложил первую часть коротенького рассказа о сюжетной линии сатирического романа М.А. Булгакова, мне написали несколько возмущённых «эстетов», обвиняя в некомпетентности и в моём намерении оскорбить «диссидента» Булгакова званием – советский писатель. Мотивировка у всех была одна: если Михаил Афанасьевич был советским писателем, то почему «Мастер и Маргарита» при его жизни не был издан?

Ещё раз вынужден пояснить: дуракам читать Булгакова категорически противопоказано!

Пока у власти в СССР были люди вменяемые – они роман и не издавали. Думаю, сам автор от этого особо не страдал. Тем более если учитывать, что книгу он закончил незадолго до смерти, и роман окончательно не был отредактирован.

Но как только к власти пришли или дураки, или сволочи – сразу напечатали. А наша «интеллигенция», прочитав, объектами подражания для себя взяла шлюху Маргариту, достойную быть только королевой отбросов общества, и Мастера – корчившего из себя великого мыслителя (ни меньше, ни больше) за сочинение откровенной лабуды о каком-то Пилате. В общем, якобы советское «творческое» стадо, именуемое богемой, уверовало, что Сатана – классный, гламурный мужик, у которого можно получить прикольного «покоя» с красивой шлюхой в красивом месте.

...

Сатана – это, конечно, булгаковская аллегория. Надеюсь, вы не подумали, что я религиозный человек? Просто Булгаков, используя образ Сатаны, показал, что ставка на пороки – счастья не принесёт. А те, кто вас соблазняет – вам ничего не дадут в итоге.

Пётр Балаев.

Оригинал см. на сайте: 1957Анти

Иллюстрации (акварели Геннадия Калиновского) из открытого доступа.