Атопический дерматит был отнесен к классическим психосоматическим заболеваниям Францем Александером еще в 1950-х годах. С тех пор было проведено множество исследований как в нашей стране, так и за рубежом, посвященных изучению роли психогенных факторов в обострении этого заболевания, а также связи атопического дерматита с развитием психических расстройств у больных.
Безусловно, аллергологи и дерматологи не сомневаются в значимости стресса при возникновении атопического дерматита, однако точные причины появления этого заболевания до сих пор остаются неясными.
Представители психодинамического направления в психосоматике выделяют
Психологические причины атопического дерматита:
1. Конфликтные отношения в сфере "мать-ребенок".
Это может быть как патологический симбиоз, так и отвергающая и холодная мать. Здесь может отмечаться чередование ситуаций сближения и отвержения в поведении матери. Ребенок подчиняется эмоциональным колебаниям матери и становится ее "нарциссическим продолжением". Отсутствие эмоционального тепла и телесного контакта, запрет на выражение ребенком собственных эмоций, ориентация матери на внешнюю оценку также считаются важными причинами появления атопического дерматита.
2) Нарушение стадии сепарации и индивидуации, связанное с недостаточным контейнированием эмоций родителями и амбивалентностью матери в эмоциональной близости с ребенком.
3) Необоснованно завышенные требования родителей к возможностям ребенка, ориентация на внешнюю оценку окружающих.
4) Страх потери значимого другого и желание соответствовать его требованиям для избегания отвержения.
5) Проблемы в реализации себя в профессиональной или учебной деятельности, апатия и хроническая усталость.
Анализ факторов социальной ситуации развития, способствующих проявлению особенностей личности, позволил создать
Модель появления атопического дерматита
Данное заболевание возникает в ситуациях страха потери связи с важным человеком при невыполнении его требований к социальному успеху, что активизирует мотивы идеального взрослого "я" в демонстрации достижений и "взрослости" окружающему миру.
В то же время, в ситуациях новых задач, требующих ответственности и оценки со стороны других, активизируются мотивы детского "я" в стремлении быть принятым, обезопаситься и защититься от возможной критики.
Эти две потребности противоречат друг другу и оцениваются идеальным взрослым как несоответствующие.
Кожа становится местом столкновения и выражения агрессии между желаемым (детское "я") и показываемым (идеальное взрослое "я") внутренним миром, что и приводит к возникновению атопического дерматита.
Психолог - Фомина Любовь Александровна
тел. 89500864065