Найти тему
Петр Власов

2МВ: бомбардировщики и дальние разведчики Люфтваффе (1942-1945 гг.)

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Во второй половине войны основной ударной силой Люфтваффе по-прежнему являлись бомбардировщики. Они, как и ранее, составляли значительную часть германской авиации. Правда, теперь самым массовым «бомбером» Люфтваффе стал Ju.88, потеснивший постепенно устаревающий Не.111. Тем не менее, «Летающая лопата» продержалась в войсках до самого конца войны. А вот «Карандаш» Dornier Do.17Z уже в течение 1941 «сошел со сцены», замененный как «Юнкерсами», так и новыми модификациями «Дорнье», о которых будет рассказано ниже. В морской авиации не самый удачный четырехмоторный бомбардировщик Focke-Wulf Fw.200 так и не удалось полностью заменить не желавшим никак «становиться в боевой строй» Не.177, и за неимением лучшего «полугражданскому старичку» пришлось воевать до самого конца войны. Так что основу ударной авиации Германии и в 1942-1945 гг. в большинстве составляли машины, разработанные до начала Второй мировой войны. Новинки же, дополнившие бомбардировочный и разведывательный парк Люфтваффе (напомню, что немцы выпускали часть «бомберов» в «разведывательном исполнении» - со встроенной фотоаппаратурой), описаны далее…

Дальний разведчик Dornier Do.215

-2

Конструкция, производство:

Цельнометаллический двухмоторный высокоплан с двухкилевым оперением, закрытой кабиной и убирающимися шасси. Серийное производство: конец 1939 – начало 1941 гг. Всего изготовлен 101 самолет (по другим сведениям 92). Из них 12 ушли на экспорт (2 в СССР и 10 в Венгрию); остальные поступили в части Люфтваффе.

ТТХ версии Dornier Do.215:

Двигатели: Daimler-Benz DB.601Аа по 1.100 л.с. каждый. Максимальная скорость: 467 км/ч; потолок: 9.000 м; дальность: без бомб 2.400 км. Вес пустого 5.780 кг; вес взлетный: 8.800 кг. Вооружение: 6х7,92-мм пулеметов. Экипаж 4 человека.

Боевые качества:

Созданный на базе Do.17Z, Do.215 мало чем отличался от прототипа. Наиболее существенными новшествами этой версии были: моторы жидкостного охлаждения и противообледенительное устройство, расположенное на передней кромке крыла (оно использовало выхлопы двигателей), а так же обогрев кабины. Это, как и наличие в кабине кислородного оборудования, помогало экипажу совершать длительные полеты на большой высоте, или действовать в условиях морозной зимы. Бомбоотсек самолета имел конструкцию, позволявшую быстро заменять бомбы на дополнительные топливные баки, и устанавливать фотоаппаратуру. Все это обеспечивало многоцелевое использование Do.215.

-3

Боевое применение:

Наличие антиобледенителя, обогрева кабины, кислородного оборудования и способность совершать без бомб дальние перелеты привели к тому, что в основном Do.215 использовался в качестве не бомбардировщика, а дальнего воздушного разведчика. В 1941-1942 гг. все имевшиеся у немцев в наличии Do.215 (за исключением 20, переоборудованных в ночные истребители), а с ними и десятка переданных венграм «215-х», совершали разведывательные вылеты на Восточном фронте, так как они могли успешно действовать даже в условиях морозов русской зимы. Но к 1943 г. все уцелевшие Do.215 были заменены в частях Люфтваффе более совершенными разведывательными версиями Ju.88 (при этом 4 Do.215 отдали на пополнение венграм). Впоследствии Do.215 использовались для испытания различного оборудования.

Средний бомбардировщик и разведчик Dornier Do.217

-4

Конструкция, производство:

Цельнометаллический двухмоторный моноплан с двухкилевым оперением, закрытой кабиной и убирающимися шасси. Серийное производство: конец 1939 – июнь 1944 гг. Всего изготовлен 1.541 самолет в варианте бомбардировщика + 346 в варианте разведчика (это - не считая истребительных версий).

ТТХ версии Dornier Do.217Е:

Двигатели: 2 BMW.801ML по 1.580 л.с. каждый. Максимальная скорость: 510 км/ч; у земли 437 км/ч. Потолок: 9.000 м без бомб; 7.500 м с полной нагрузкой; дальность: 2.300 км; с дополнительными баками 2.800 км. Вес пустого 8.860 кг; вес взлетный: 15.000 кг. Вооружение: 1х20-мм неподвижная пушка (вперед внизу кабины), 2х13-мм пулемета (1 в верхней управляемой электрической башне и 1 подвижный – внизу кабины назад), 5х7,92-мм пулеметов (1 подвижный вперед, 2 подвижных в боковых окнах и 2 - в дистанционно управляемой хвостовой установке). Бомбы: до 4.000 кг (из них 2.500 кг в бомбоотсеке). Экипаж 4 человека.

ТТХ версии Dornier Do.217М:

Двигатели: 2 DB.603A по 1.750 л.с. каждый. Максимальная скорость: 560 км/ч; у земли 470 км/ч. Потолок: 9.500 м без бомб; 7.370 м с полной нагрузкой. Дальность: 2.140 км; с дополнительными баками 2.480 км. Вес пустого 9.100 кг; вес взлетный: 16.700 кг. Вооружение: 2х13-мм пулемета (1 в верхней управляемой электрической башне и 1 подвижный – внизу кабины назад), 4х7,92-мм пулеметов (2 подвижных вперед, 2 подвижных в боковых окнах). Бомбы: до 4.000 кг (из них 2.500 кг в бомбоотсеке). Экипаж 4 человека.

-5

Модификации и боевые качества:

Новый бомбардировщик Do.217 по конструкции фюзеляжа и аэродинамике существенно отличался от своего предшественника Do.17, описанного в статье «2МВ: Бомбардировщики Германии начала войны (1939-1941 гг.)». Его фюзеляж стал значительно шире, что позволило увеличить размеры бомбоотсека и поднять бомбовую нагрузку с 1.000 до 4.000 кг. Массово выпускалось несколько модификаций Do.217, обозначавшиеся разными литерами. Серия Do.217Е с двигателями воздушного охлаждения BMW.801ML мощностью 1.580 л.с., выпускалась с 1939 г. – но «малыми тиражами», так как по требованию Министерства авиации самолет безуспешно пытались превратить в... тяжелый пикирующий бомбардировщик! Массовое же производство данной модификации началось только весной 1941, когда от этого абсурдного невыполнимого требования наконец-то отказались. Летом 1942 приступили к выпуску Do.217К с моторами BMW.801D (1.700 л.с.) и перепроектированной кабиной с полностью остекленным носом, существенно улучшившим обзор. А параллельно с Do.217К в 1943 выпускали модификацию Do.217М, представлявшую собой тот же Do.217К, но с моторами жидкостного охлаждения DB.603A мощностью 1.750 л.с. (из-за нехватки двигателей BMW.801, требовавшихся так же истребителям FW.190 и «ночникам» Ju.88G). Правда, замена моторов пошла версии «М» только на пользу: эти более мощные двигатели заметно улучшили летные характеристики машины (скорость увеличилась с 515 км/ч у Do.217К до 560 км/ч у Do.217М). Правда, из-за большой «прожорливости» DB.603 дальность полета версии «М» уменьшилась на 150 км; но бомбовая нагрузка осталась прежней.

-6

Защитное вооружение самолетов Do.217 по сравнению с Do.17 и Do.215 так же было существенно усилено, а кабина получила бронирование задней сферы. Правда, оперировать увеличившимся до 8 «стволов» защитным вооружением приходилось всего трем членам экипажа. Последние версии Do.217 оборудовались как самолеты-носители управляемых крылатых авиабомб Hs.293A и FX-1400 «Fritz» X, и использовались как морские противокорабельные.

Боевое применение:

Самолеты Do.217 применялись в основном на Западном фронте - как сухопутные и морские бомбардировщики. Они занимались ночными бомбежками городов Великобритании, устанавливали морские мины и наносили удары по кораблям и судам в проливе Ла-Манш, Северном и Средиземном морях. С весны 1943 часть Do.217 действовали как носители радиоуправляемых планирующих бомб Hs.293A и FX-1400; самая знаменитая атака таких Дорнье 9 сентября 1943 г. завершилась потоплением итальянского линкора «Рома», шедшего на сдачу англичанам после капитуляции Италии.

Средний бомбардировщик и дальний разведчик Junkers Ju.188

-7

Конструкция, производство:

Цельнометаллический двухмоторный моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Дальнейшее развитие бомбардировщика Ju.88. Серийное производство: февраль 1943 – август 1944 гг.; выпускался параллельно с Ju.88. Производство прекращено в связи с переводом завода на строительство истребителей. Всего изготовлено 1.076 Ju.188; из них 506 в варианте бомбардировщика, и 570 – в варианте разведчика.

ТТХ версии Junkers Ju.188Е-1 (с весны 1943 г):

Двигатели: 2 BMW.801D-2 по 1.700 л.с. каждый. Максимальная скорость: 495 км/ч; потолок: 9.400 м. Дальность: 1.950 км (с 2.000 кг бомб). Вес пустого 9.870 кг; вес взлетный: 14.525 кг. Вооружение: 1х20-мм пушка в носу вперед, 2х13-мм пулемета (1 – в верхнеей круговой башне, 1 – в задней части кабины), 2х7,92-мм (спарка) под фюзеляжем - назад. Бомбы до 3.000 кг. Экипаж 4 человека.

ТТХ версии Junkers Ju.188А-2 (с января 1944 г):

Двигатели: 2 Jumo.213А-1 по 1.776 л.с. каждый (с впрыском MW50 – по 2.240 л.с.). Максимальная скорость: 517 км/ч; у земли 422 км/ч; потолок: 9.500 м. Дальность: 2.385 км (с 1.500 кг бомб). Вес пустого 9.900 кг; вес взлетный: 14.500 кг. Вооружение: 2х20-мм пушки (1 вперед, 1 – в верхней круговой башне), 1х13-мм пулемет (в задней части кабины), 2х7,92-мм (спарка) под фюзеляжем - назад. Бомбы до 3.000 кг (или 2х800-кг торпеды - на версии А-3). Экипаж 4 человека.

-8

Версии и боевые качества:

Ju.188 отличался от Ju.88 в первую очередь конструкцией носовой части фюзеляжа: двояковыпуклые панели кабины увеличили внутренний объем, улучшили обзор и снизили аэродинамическое сопротивление. Кроме того, крыло получило заостренные законцовки, а площадь хвостового оперения увеличилась. Так же на Ju.188 значительно усилили оборонительное вооружение и увеличили бомбовую нагрузку.

Бомбардировщики Ju.188 выпускались в двух основных версиях: Ju.188А с моторами Jumo, и Ju.188Е с моторами BMW. Версия Е пошла в серию и в войска значительно раньше версии А, так как в 1943 уже имелся большой запас моторов BMW. Разведывательные варианты создавались на базе этих бомбардировочных версий путем устранения носовой стрелковой установки, уменьшения экипажа до 3 человек, и замены бомбовой нагрузки дополнительными топливными баками, увеличивавшими дальность полета до 3.375 км. Разведывательная модификация на базе версии А получила обозначение Ju.188D, а на базе версии Е - Ju.188F.

Боевое применение:

И бомбардировщики, и разведчики Junkers Ju.188 в постепенно возрастающих количествах с лета 1943 начали поступать в авиачасти, а с осени - участвовать в налетах на Великобританию. До самого конца войны эти самолеты воевали в основном на Западном фронте.

Тяжелый бомбардировщик Heinkel He.177A Greif

-9

Конструкция, производство:

Цельнометаллический двухмоторный (в реальности четырехмоторный, но с двумя винтами) моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Разработан и первый полет – в 1939; но серийное производство только с марта 1942 по 1944 гг. Всего изготовлено 1.445 бомбардировщиков.

ТТХ He.177А- 5/R2 «Гриф»:

Двигатели: 2 сдвоенных «Даймлер-Бенц» DB.610A-1/В-1 (левый и правый) мощностью по 2.950 л.с. Максимальная скорость: 485 км/ч; потолок 8.000 м. Дальность 5.500 км (с двумя ракетами Hs.293). Вес: пустого 16.800 кг, взлетный 31.000 кг. Вооружение: 3х7,9-мм пулемета (1 MG.81J в носу, 2 MG.15 в задней части гондолы), 3х13-мм пулемета MG.131 (2 в дистанционно управляемой башне за кабиной, 1 в задней башне с электроприводом), 2х20-мм пушки MG.151 (1 в передней части нижней гондолы, и 1 в хвостовой установке). Бомбы, ракеты, торпеды: до 6.000 кг (до 1.000 кг бомб в бомбоотсеке, остальное – на наружных подвесках). Экипаж: 6 человек.

Боевые качества:

Не.177 задумывался как тяжелый стратегический бомбардировщик, однако из-за дороговизны проекта Министерство авиации приняло компромиссное решение сделать «дальний средний» бомбардировщик не 4-х, а 2-моторный. Но так как достичь требуемых характеристик самолета с двумя моторами было просто невозможно, конструкторы пошли на обман Министерства, поставив четыре мотора, но попарно, работавших через редукторы всего на два винта. Такое решение позволило достичь требуемых характеристик, но из-за постоянного перегрева двигателей сделало самолет чрезвычайно пожароопасным (летчики даже прозвали Не.177 «Летающей зажигалкой»). Постоянные пожары в воздухе + абсурдное требование Министерства превратить тяжелого «стратега» в пикировщик затянули введение самолета в строй; да и те единичные экземпляры, что попали в войска, больше стояли в ремонте, чем летали. Только в феврале 1943 было завершено проектирование модификации Не.177А-5, на которой удалось справиться с перегревом моторов и повысить живучесть самолета. Лишь эта боеспособная версия пошла в крупносерийное производство, однако в октябре 1944 и ее производство прекратилось – в связи с перестройкой производства на истребители, более необходимые Люфтваффе в условиях приближающегося поражения Германии.

-10

Боевое применение:

Первые два Не.177 поступили в войска в августе 1941, однако из-за выявлявшихся дефектов они практически постоянно оставались небоеспособными. В 1942 в связи с началом серийного выпуска самолеты стали прибывать в войска по 5 машин в месяц, но и они в большинстве своем почти постоянно находились в ремонте. Их короткое участие в Сталинградской битве обернулось потерей 10 Не.177 из всего 33, имевшихся в Люфтваффе (еще 11 отправили в капитальный ремонт). Лишь с весны 1943 началось производство модификации Не.177А-5, на которой наконец-то удалось повысить пожарную безопасность, сделав эту версию более-менее боеспособной. Но и тогда недостаток промышленных мощностей, занятых производством и другой техники, существенно ограничивал выпуск Не.177. Поэтому активно Не.177 участвовали в боях с начала 1944 – в налетах на Англию и в атаках на корабли и суда в Северной Атлантике и Средиземном море, а так же в попытках летом 1944 г. наносить бомбовые удары в тылу советских войск под Смоленском и Великими Луками.

2МВ: Бомбардировщики Германии начала войны (1939-1941 гг.)

Советские тяжелые и дальние бомбардировщики

Советские фронтовые бомбардировщики

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.