Здравствуйте, друзья! Сегодня на нашей волне заокеанская социология.
Отдохнём от экспериментов над несчастными существами и слегка развлечёмся.
Намедни Блумберг выкатил статью про американских милллениалов и поколение Z, что согласно исследованиям, у них наблюдается "дисморфия денег ". Вот умеют же американцы в пиар.
Дисмофия денег, это когда ты оцениваешь свои финансовые возможности на общем фоне, как заурядные. И нервничаешь из-за этого.
Смотришь в соцсети как кто-то, сидя под пальмами на пляже, держит в руках коктейль с ананасом и семенами чиа. Потом смотришь на свой дошик. Потом обратно на коктейль, манящий с экрана кредитного смартфона.
Затем в комнату мама заходит, и интересуется, когда ты уже будешь жить отдельно. А у тебя образовательный кредит ещё гасить лет 10. Не до ипотеки.
И думаешь: " да чего-то я неудачник какой-то ".
Но это не бедность, нет. По мнению исследователей.
Это "дисморфия денег"!
Вот если бы в соцсетях вместо радостных картинок из чьего-нибудь отпуска была чернуха и репортажи с социального дна, то, конечно, всё бы было по-другому.
Спойлер: нет!
Примерно в таком ключе и делается вывод в исследовании.
А по факту (здесь речь идёт о США) реальный сектор экономики примерно с 2001 года едет вниз. Цены едут вверх из-за неконтролируемой эмиссии доллара, которая даже на всю долларовую зону какая-то сильно большая.
Не заметить этого не получится, даже если ты застенчивый любитель D&D, который живёт в родительском доме, и питается пиццей. Он куда больше интересуется новой редакцией правил, чем большим и странным миром за окном. И, всё равно, даже из-за стола с фигурками видна довольно неприглядная картина.
В целом уже довольно давно массовая западная культура дарит нам те или иные формы постапокалипсиса. Поскольку это востребовано. Люди вполне ассоциируют себя с подобным будущим.
И причины, что интересно, кроются в нематериальных вещах.
Модерн провозглашал, что лучшее впереди. Затем люди посмотрели на пару мировых войн и несколько поумерили оптимизм. К тому же в передовых областях человеческого знания уже наметились некоторое стопорение.
Космическая экспансия была последней надеждой на лучшее, но она не оправдала себя. Технологии у нас до сих пор не очень. Дальше орбиты надёжно не улететь. А колонизировать другие миры мы сможем не раньше, чем со своей планетной более-менее разберёмся.
Интернет-пространство как суррогат экспансии ещё какое-то время порадовали человечество, но сейчас это уже зарегулированная обжитая среда. Интернет внезапно закончился. Хотя казалось бы...
И, собственно, мы все теперь как на Пангее в конце Пермского периода. Иностранцевия нападает на скутозавра, дельтавятия в грязи квакает, дицинодонты зелень жуют.
И все ждут мощнейшего пермского вымирания.
Как мы уже выяснили опытным путём, ключ к выживанию в разнообразии и приспособляемости.
Мир же наоборот в последние лет 30 уверенно двигался к однообразию.
Итог вполне предсказуем. Лучшее будущее нам уже никто не обещает. Наследие прошлого постепенно вымывается. И, кстати, под одобрительные крики толпы, которую подзуживают аферисты, ради мелкого гешефта.
А первичная генерация на одного жителя Земли, равно как и индустриальное производство, продолжают падать.
Происходит это потому, что сильно дешевых углеводородов уже не осталось, а ещё потому, что индустриальный уклад экономики вполне распространился на Земле. Больше его двигать некуда.
А мы знаем, что если у вас поле обрабатывается целиком, то вообще не важно сколько вы крестьян на это поле ещё добавите. Урожайность останется прежней.
Так и с индустриальной экономикой. Только это менее очевидно.
Но на поле можно посадить более урожайные культуры, а технологии выращивания усовершенствовать, заметит внимательный читатель.
Так-то оно так, но для этого нужно сильно напрячь мозг и углубиться в сферу познания. И обычно человечество так и поступает.
Но вот в данном случае нет искры. Текущий метод познания не вывозит всех навалившихся проблем.
Поэтому сейчас такой дефицит картин светлого будущего.
Поэтому грустный и ещё не старый обыватель чувствует неуверенность в завтрашнем дне и выбирает стратегию не рисковать. Ничем.
Ведь ни славного прошлого, ни светлого будущего больше не выдают. Кончились.
Кстати в России традиционно другая ситуация. У нас пространства для экспансии ещё не закончилось даже на территории. У нас людей маловато. И распределены они довольно нерационально. Впрочем, возможно, это не баг, а фича.
Светлое будущее за нас никто не придумает. Только сами. Только своими силами.