Ребенок боится спать один в своей комнате, часто просыпается по ночам, зовет родителей или прибегает посреди ночи - частый запрос на консультациях по детско-родительским отношениям.
В этой статье я представлю случай из практики с таким симптомом и результат терапии.
*Разрешение на публикацию получено, личные данные изменены
*На прием пришла взволнованная Ольга и рассказала, что ее дочь Даша, восьми лет в последние два месяца боится засыпать и спать одна.
У девочки отдельная комфортабельная комната, обставляли и украшали ее по желанию Даши. К ней она привыкла, сама и с удовольствием в ней играла и раньше проблем со сном не возникало.
Затем выяснилось, что девочка не только боится спать одна, она боится находиться одна, просит, чтобы мама или близкие все время были с ней. Даша боится зайти в темную комнату. Стала пугаться звуков и шорохов. В целом стала настороженной и не веселой. Ухудшилась концентрация внимания. Учеба стала вызывать трудности...
Первую консультацию я всегда провожу без ребенка, для того чтобы выяснить внешние симптомы, выяснить ситуацию в которой находится ребенок и какие события предшествовали симптому.
Ольга долго меня убеждала, что ничего необычного в последние время не происходило, что девочка растет в атмосфере любви и доверия. Летом они много веселились, ходили в театр, ездили на море и было много сюрпризов и подарков. Один из которых был первый, в жизни Даши, телефон...
Чего боялась Даша?
На второй консультации я познакомилась с Дашей, где через игру я рассмотрела внутренние симптомы - иррациональные страхи. Девочка боялась силуэтов в темноте, ей казалось, что кто то копошится в углу или под кроватью.
Иррациональные страхи это логически необъяснимые страхи неизвестного. В дошкольном возрасте они являются нормативными и свидетельствуют о развитии мышления, воображения и интеллекта. В более позднем возрасте могут свидетельствовать о пережитом стрессе.
В разговоре с Дашей мы выяснили, что родители крайне недовольны, если девочка получает что-либо кроме пятерок. У Даши строгий распорядок дня, она должна быть прилежной и послушной девочкой. Не бегать, не шуметь. Быть удобной для взрослых. Даша очень боялась разочаровать родителей, боялась сделать что-то не так, боялась не соответствовать.
Это как раз вполне себе нормативные страхи для ее возраста. Но почему же девочка ушла в регресс и зациклилась на иррациональных страхах? Произошел ситуативный стресс: в новом телефоне она наткнулась на ролики сомнительного содержания. Ей было стыдно и страшно, ей казалось, что она совершила что-то ужасное и непоправимое. В психике ребенка сработала защита.
Терапия и результаты
В процессе терапии с ребенком мы сначала, с помощью специальных методик проработали иррациональные страхи. А уже на следующем этапе взялись за страх несоответствия родительским идеалам.
С родителями была проведена еще одна консультация, где они осознали важность спонтанного, свободного ощущения своего Я ребенком. Было рекомендовано пересмотреть и расширить жесткие рамки поведения и успеваемости. Ослабить давление. Добавить в досуг ребенка творческие занятия. Установить на телефон родительский и возрастной контроль.
Результаты не заставили себя долго ждать. Даша уже через месяц стала более спокойной и уверенной в себе, она теперь не боится находится одна без взрослых, а в ее жизни появились интересные хобби - она вяжет крючком и радует родителей чудесной выпечкой!
Если у вашего ребенка происходит что-то похожее, не затягивайте с решением этих проблем. Обращайтесь за помощью к автору статьи. Вместе мы проанализируем ситуацию, осознаем смысл симптома, проработаем и устраним его.
А какие в вашем детстве были иррациональные страхи?
А у ваших детей?
Если статья вам понравилась - смело жмите кнопку "сказать спасибо" и подписывайтесь. Давайте дружить взаимно!
Автор: Елена Попова
Психолог, Семейный психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru