Герман Греф, председатель правления Сбербанка, является одной из самых ярких, но противоречивых фигур в российском бизнесе и политике. Его имя тесно связано с сомнительными реформами в стране, а его деятельность вызывает ожесточенные дискуссии в обществе.
Давайте взглянем вооружённым глазом на биографию "беспощадного исполнителя либерального приговора России", узнаем, что его связывает с бывшим мэром Санкт-Петербурга Анатолием Собчаком и вспомним, с чего началась его противоречивая карьера.
Биография
Герман Греф родился в 1964 году в селе Панфилово в бывшей Казахской ССР. Семья Грефа немцы, отсюда и фамилия. Их переселили из Донбасса в начале Великой Отечественной войны. Отец умер, когда мальчику было полтора года. Воспитанием Германа занимались мама и бабушка.
В школе Греф не отличался особенными успехами, учился на тройки и четверки.
В маленьком мальчике всегда отмечали настойчивость и усердность, потому после школы он смог поступить в МГИМО. Надо отметить, в главный на тот момент гуманитарный ВУЗ СССР. Оказалось, одного упорства недостаточно, после первого курса Герман был отчислен, после чего как-то стал работать юрисконсультом районного сельхозуправления.
Дальше Герман служил в спецназе внутренних войск, где выполнял задачи по конвоированию опасных заключенных, поиску беглых и подавлению бунтов. После армии Греф без экзаменов поступил на рабочий факультет Омского университета. Придя на юридический факультет, он стал комсоргом и руководителем студенческого оперотряда. Завершив обучение в 1990 году, Греф поступил в аспирантуру Ленинградского государственного университета, однако не защитил диссертацию, поскольку к тому времени она уже не требовалась для успешной карьеры в новых условиях.
Без Собчака не было бы Грефа
Подходим к самому интересному. Говорят, Греф не был бы сейчас известным деятелем, если бы не работа на Анатолия Собчака. Но познакомились они раньше. Герман Греф начал свою карьеру под руководством Анатолия Собчака, который стал его научным руководителем. Кроме того Собчак быстро включил его в свою политическую программу.
В 1991 году Греф стал юрисконсультом Комитета экономического развития и имущества администрации Петродворцового района в Санкт-Петербурге. Уже в 1992 году возглавил Комитет по управлению имуществом этого района. А в 1994 году взял новую высоту – получил должность заместителя председателя юркомитета всей "северной столицы". Быстрое продвижение по карьерной лестнице, ничего не скажешь.
В 1996 году Анатолий Собчак уступил Яковлеву в выборах губернатора Санкт-Петербурга, а затем вообще покинул страну. Греф не растерялся, в отличие от своих коллег в период с 1996 по 1999 годы он продолжал работать в Санкт-Петербурге и не покинул государственную службу. Более того, оказался полезным Яковлеву в КУГИ Санкт-Петербурга.
Дальше Греф стал членом коллегии представителей государства в "Росгосстрахе" и "Транснефти", коллегии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, советов директоров "Аэрофлота" и "Газпрома", председателем совета директоров аэропорта "Шереметьево".
Пика на госслужбе "великий и ужасный" достиг в мае 2000 года – уже в правительстве, внеся "Стратегию – 2010". Правда, возглавляя Министерство экономического развития и торговли, реформы он проводил весьма сомнительные. После его даже назвали " беспощадным исполнителем либерального приговора России". А президент России Владимир Путин даже признавался, что ему приходилось "цыкать" на Грефа, чтобы тот дал денег. Происходило это в бытность работы Германа Оскаровича с министром Алексеем Кудриным. Кудрин всегда говорил "дорого, не надо". Вторил ему и Греф. Тем не менее всё, о чём шла речь, "уже построено, работает и живёт":
"Когда я уж на них там цыкнул, тогда они деньги выделили на строительство кольцевой дороги вокруг Петербурга. И по многим другим проектам, - сказал Путин, добавив, что это был не единственный пункт, по которому с Грефом и Кудриным имелись противоречия. - Они были против, например, строительства моста на остров Русский - дорого. Они были против строительства некоторых объектов в Сочи инфраструктурного характера. Говорили: "Не надо, дорого!".
В конечном счёте мнение оппонентов изменилось. Вероятно, где-то вынужденно.