Найти тему
Сеятель

Платина и палладий - смена лидера

Оглавление

Похоже, что платина стала дороже палладия не только в физических слитках от Ланта-банка.

На других рынках палладий также растерял первенство, удерживаемое несколько лет.

Срочный рынок Московской Биржи:

Kitco

-2

В этом случае интересны исторические значения по соотношению цен между платиной и палладием и причины их взаимного движения.

World Platinum Investment Council приводит следующую диаграмму:

-3

Начиная с начала 90-х годов выделяются:

  • длинные периоды превышения цены платины над палладием: 1993- 1998, 2001-2017
  • короткие периоды превышения цены палладий над платиной: 1998-2001, 2018- 2023

Будучи очень похожими по своим физическим и химическим свойствам платина и палладий и добываются одновременно из одной руды. У них даже есть общее название- платиноиды(МПГ, металлы платиновой группы). Но в одних местах в руде больше одного материала, палладия (Таймыр, Россия), в других места больше другого материала, платины (ЮАР). Хотя свойства этих металлов очень похожи, но есть нюансы, влияющие на их использование. Платина больше используется в ювелирной промышленности. Также, будучи хорошими катализаторами, существовало разделение по использованию этих металлов в различных видах химических реакций: платина больше использовалась в дизельных двигателях, палладий в бензиновых.

Данные по добыче и использованию:

Платины

-4
-5
-6

Палладия

-7
-8
-9

В настоящее время в части двигателей внутреннего сгорания эти металлы взаимозаменяемы. Вот, что пишет об этом World Platinum Investment Council:

"Платина и палладий являются побочными продуктами в полиметаллических рудах, обычно встречающимися в сочетании с другими МПГ, включая родий, а также золото, никель и медь. Наряду с родием, они являются ключевыми компонентами автокатализаторов для снижения выбросов транспортных средств. Несмотря на некоторые физико-химические различия, как часть группы PGM, они достаточно схожи, чтобы быть взаимозаменяемыми во многих областях применения, и в частности в автокатализаторах.

Некоторые PGM лучше подходят для конкретных применений, чем другие. В случае платины и палладия, используемых для контроля выбросов транспортных средств, платиновые катализаторы гораздо менее подвержены отравлению серой, в то время как использование некоторого количества палладия в катализаторах повышает стабильность при более высоких температурах. В связи со снижением содержания серы в топливе за последние два десятилетия платина и палладий в катализаторах взаимозаменяемы в соотношении 1:1.

Установка относительного соотношения PGMs в автокатализаторе происходит во время разработки системы контроля выбросов для двигателя новой модели транспортного средства или нового уровня контроля выбросов для достижения последующей сертификации регулирующими органами. На данный момент эти коэффициенты фиксируются на весь срок службы данной платформы транспортного средства, обычно на семь лет. Несмотря на то, что последующее изменение цен может повлиять на экономическую эффективность каталитического нейтрализатора в неблагоприятном направлении, крайне маловероятно, что перепроектирование системы контроля выбросов и повторное прохождение процесса сертификации оправдают затраты или риск, особенно в легковых автомобилях.

По оценкам WPIC, около 15% автомобилей, произведенных в любой данный год, являются новыми моделями, в которых легко может произойти замена в процессе разработки. Как следствие, приливы и отливы процесса замещения происходят в течение длительного периода времени, и, например, осуществляемая в настоящее время замена платины на палладий будет приостановлена на многие годы вперед.

Замена платины на палладий и наоборот не является новым явлением ни в бензиновых, ни в дизельных трансмиссиях (рис. 6), при этом двунаправленный прилив и отлив зависит от наличия металла, надежности поставок и экономики (относительной цены и каталитической эффективности). На цены на сырьевые товары влияет дисбаланс спроса/предложения, и в случае переизбытка предложения обычно ожидается, что цена на товар будет падать до тех пор, пока не будет сокращено нерентабельное предложение или цена не упадет до уровня, который привлечет на рынок новый спрос. И наоборот, в случае дефицита предложения на рынке ожидается, что цена товара будет расти до тех пор, пока на рынок не поступит новое предложение или рыночная цена спроса не будет снижена."

Существенное превышение цены палладия над платиной, начиная с 2018 года было связано с:

  • повышением требований к выхлопам бензиновых двигателей, где в это время использовался палладий, приведшее к его дополнительному спросу.
  • дизельный скандал, снизивший спрос на используемую в этих двигателях платину

Довольно длительный период завышенной цены на палладий привел к постепенному переключению новых автомобильных платформ на платину. И этом процесс продолжается. Одновременно начали расти поставки палладий из использованных автокатализаторов:

Основным фактором роста предложения является предложение металлолома (рис. 5), поскольку в списанных автомобилях с истекшим сроком службы в прогнозируемый период, как правило, содержится больше палладия, поскольку они были произведены в период, когда на автопарки были введены все более строгие стандарты выбросов, что привело к общему увеличению загрузки МПГ.

Эти факторы и привели к студию пузыря в палладия и рынок платиноидов вступает в фазу, когда платина будет дороже палладия.

Удачи и трезвого анализа в ваших инвестициях!!!

P.S. Подписывайтесь на мой телеграмм-канал:

https://t.me/Cervonets