Про Ангелину Степановну никто - ни соседи, ни знакомые - не мог сказать ничего плохого. К ней любили заходить, так скажем, за психологической помощью, хотя Ангелина Степановна всю жизнь проработала завхозом в школе. Но у неё прекрасно получалось выслушать каждого, дать совет и, самое главное, подбодрить человека. И всё это спокойным, сочувствующим голосом.
В семье Ангелины Степановны всегда был мир и покой. Она никогда не кричала на мужа, не устраивала скандалы детям по поводу плохих оценок в школе. Ей как-то удавалось сглаживать все острые углы опять же разговорами и улыбкой. У них с мужем росли двое сыновей.
Время шло, дети выросли. Отслужил армию младший сын, Владик. Устроился на работу и вдруг неожиданно, спустя несколько месяцев после возвращения со службы, признался матери, что там, где он служил - в Забайкальском крае - осталась беременная от него девушка.
Первый раз Ангелина Степановна повысила на сына голос. Она велела ему срочно ехать за девушкой на другой конец страны, привезти и жениться.
Владик поехал и привёз невесту на восьмом месяце беременности. Разумеется, громкой свадьбы не было, так как вскоре уже родился у Ангелины Степановны первый внук.
Невестку Ангелина Степановна с мужем приняли сразу, понравилась она им или не понравилась - неизвестно, но никогда ничего плохого про неё не говорили. Но на первое время поселили молодых с ребёнком у себя в квартире, помогали. Невестка, Наташа, сначала была очень растеряна, чувствовала себя неловко - она уже готовилась к участи матери-одиночки, а тут - бац - и замужем, и за тысячи километров от родного дома. Постепенно всё наладилось. Соседкам Наташа однажды призналась, что любит Ангелину Степановну больше родной матери.
А затем женился и старший сын, Виталик. И женился он на разведённой женщине с ребёнком. И опять Ангелина Степановна ничего плохого про невестку не сказала. Наоборот - хвасталась соседкам - вот у меня уже два внука! Разницы между родным и неродным внуками не делала, подарки дарила одинаковые, одинаково ласково разговаривала. Внуки бабушку обожали.
Семьёй Ангелины Степановны восхищались. Братья дружат, помогают друг другу и родителям. Невестки - как родные сёстры, не разлей вода. Невестки наперебой дарили Ангелине Степановне дорогие подарки, забегали, приносили чего-нибудь вкусненького. Внуки вообще хотели постоянно жить у бабушки с дедушкой - настолько им там нравилось.
Время шло, у Ангелины Степановны было уже четверо внучат - двое дети младшего сына, оба родные. И двое - дети старшего, один неродной, второй родной. И все мальчишки.
Каждому из них с пенсии Ангелина Степановна давала денежку на мелкие детские расходы. Одинаковую сумму каждому. Никогда неродной внук не был обижен ни вниманием, ни материально.
Соседки иногда спрашивали:
-Ангелина, ну признайся, кого из внуков ты любишь больше?
-Всех одинаково! - следовал ответ.
-Да не может такого быть! - не верили соседки.
-Всех одинаково!
Эта идиллия длилась долго. Эту семью, если упоминали в разговорах, то только как пример семейной дружбы, взаимопонимания, взаимовыручки.
Случилось горе - умер глава семьи, муж Ангелины Степановны. Его достойно проводили в последний путь. Внуки по очереди жили у бабушки, чтобы она не чувствовала себя одинокой. Хотели жить все вместе, но родители не разрешили.
Постепенно Ангелина Степановна отошла от горя. Собирала на праздники детей с внуками - все праздники те отмечали только у неё. Сыновья помогали, невестки забегали ежедневно.
И никому из них Ангелина Степановна не говорила, что уже длительное время чувствовала себя не очень хорошо. Однажды один из внуков попросил бабушку напечь блинов, а Ангелина Степановна стала месить тесто, да не смогла - стало вдруг плохо. Внук позвонил отцу, тот примчался, вызвал скорую, несмотря на протесты Ангелины Степановны.
Ангелину Степановну увезли в больницу. Новости были плохие - онкология, на поздней стадии.
Врачи удивлялись - как она могла терпеть столько времени?
Ангелина Степановна просила детей забрать её домой. Врачи не возражали - сделать уже ничего нельзя, только уход.
Сыновья решили по очереди с семьями жить с матерью, ухаживать за ней.
В ночь перед выпиской Ангелина Степановна скончалась во сне.
Похороны устроили по высшему, для маленького городка, разряду. Самый дорогой гроб, самые дорогие венки, огромные букеты живых роз. Невестки рыдали, сыновья утирали скупые мужские слёзы.
Поминки, девятый день, сроковой день проводили в квартире Ангелины Степановны. Всю закуску готовили невестки с подругами. Ничего из заведений общепита.
Приглашали поочерёдно всех - родных, друзей, соседей.
Соседка на поминках спросила невесток - что с квартирой делать будете?
Те ответили:
-Нам ничего не надо. Только бы маму достойно проводить, помянуть. Вон наследники сидят - кивнула на сыновей - они пусть решают, а нам всё равно.
Сыновья со скорбным видом кивали головами - да разберёмся, родные ведь люди.
Соседи, выйдя с мероприятия, перешёптывались - какие же всё-таки молодцы, какая дружная семья!
В одно прекрасное утро, через несколько дней после сорокового дня, соседи увидели у подъезда машину с прицепом. На прицеп грузили мебель из квартиры Ангелины Степановны. Мебель выносил старший сын, Виталик, руководила его жена.
Выносил и выносил, ничего особенного.
Но через день пришла младшая невестка, Наташа. И побежала по соседям узнавать не видели ли - кто увез мебель?
Соседи видели, соседи сказали.
После этого от дружной семьи не осталось ничего. Ругались из-за каждой статуэтки, каждой простыни.
Как будто злая колдунья взмахнула волшебной палочкой и милые, добрые, родные люди превратились в злейших врагов.
Ладно, вещи поделили, квартиру продали. По закону деньги должны поделить поровну между собой сыновья. Но тут дошла очередь и до внуков - один-то из них был неродной. Младшая невестка взывала к чувству справедливости - у них два родных внука Ангелины Степановны! Им надо больше денег от продажи квартиры! И вообще - вы мебель забрали! Значит нам денег больше положено!
С тех пор семьи между собой не общаются.
Однажды младшей невестке позвонили из социальной службы, сообщили, что по одной из льгот, положенных Ангелине Степановне, сделали перерасчёт за те года, когда она была ещё жива. Наследники имеют право обратиться за этой суммой, небольшой, 3000 рублей, но всё же...
Невестка подумала и ответила:
-Да ну. Опять с этими делиться придётся. Пусть государству остаётся.
Вот такая дружная семья.