Девушка, опустив глаза, смотрит на работу, полностью поглощенная ею. Она сидит в комнате, настолько лишенной деталей, что трудно сказать, действительно ли это комната или пустота, возникшая вокруг ее сосредоточенности.
Так начинается очередная глава книги "Золотая нить" (автор Кассия Сен-Клер), посвященная кружеву. Вообще, эта книга сподвигла меня к чтению тематической литературы, так есть возможность по старинке, прочитав интересную книгу, узнать что-то новое и поделиться с вами. Я уже посвящала статью паучьему шелку, информация о котором была мной найдена так же в вышеупомянутом источнике.
Почему захотела вам рассказать о кружеве? Да потому, что я и сама его очень люблю и интересно было бы узнать некоторые факты.
Нужно признать, что кружево всегда было роскошью: у него нет иной функции, кроме как оповещать о статусе, вкусе и богатстве того, кто его носит. Оно не дает тепла, оно в высшей степени деликатное, легко рвется, на нем появляются затяжки. Возможно, именно поэтому в период XVI-XVIII веков европейское общество было охвачено желанием заполучить эту "мишуру", заявив окружающим о своем положении.
Очень надеюсь, что рассказ будет вам интересен!
Из каких материалов изготавливали кружево.
1. Сырьем для кружева служила тонкая льняная нить. Именно ее использовали для создания белых кружев с перламутровым отливом на шеях и запястьях почти всех портретируемых XVI - XVIII вв. Именно этот вид кружева сохранился в коллекциях, но использовались и другие материалы.
Важно отметить, что фламандские кружева всегда соперничали с французскими во многом благодаря непревзойденному качеству льняных ниток. Сочетание климата, почвы и мастерства, с которым обрабатывали урожай льна во Фландрии, позволило получить нить с такими востребованными качествами, как белизна, тонкость и прочность, которые невозможно воспроизвести нигде больше в Европе.
2. Черное кружево, созданное из шелка, а не изо льна, стало очень модным в середине XVII в. Белое кружево создавало желаемый эффект визуального контраста между кружевом и тканью (что мы часто видим в современной повседневности), а черное кружево чаще использовались с темными тканями как текстурный акцент, заметный только внимательному взгляду.
Черных кружев из шелка почти не осталось, чтобы их можно было изучать. Ведь для фиксации черного красителя использовалась очень едкая протрава, делавшая кружева хрупкими и ломкими. В большинстве случаев она в конце концов съедала их. Возможно, поэтому мне не удалось найти фотографии музейных экспонатов черного шелкового кружева. Предлагаю рассмотреть картину художника Томаса де Кейзера, где, скорее всего, присутствуют кружевные элементы одежды из черного шелка.
3. Хрупкость была куда меньшей проблемой для другого вида кружев, популярного в XVI-XVIII вв. Идея использовать тонкие металлические нити или проволоку из драгоценных металлов, полюбилась монархам и самой богатой аристократии в виде золотого и серебряного кружева. Тем, кто стоял ниже на социальной лестнице, оставалось довольствоваться кружевами из медной проволоки.
Как и в случае с черными кружевами, до нас дошло очень мало образцов металлических кружев. Хотя обычно они были слишком дорогостоящими, чтобы ржаветь, их часто расплавляли, чтобы металл можно было снова использовать.
Сочетание всех вышеперечисленных кружев можно увидеть на большом портрете Лоренса Райла кисти Корнелиса ван дер Вуорта, написанном около 1620 года.
На картине мы видим элегантные кружевные манжеты и пышный круглый воротник. На рукавах золотой позумент, на кюлотах сзади под коленом немного золотого кружева. Дублет и кюлоты из богатой ткани с блеском, украшены текстурными полосками черного кружева или корда.
Кружевные войны между Францией и Венецией.
В середине 1600-х гг. у французского министра финансов и торговли Жана-Батиста Кольбера была большая проблема. Страсть к чрезмерной роскоши его короля и придворных угрожала финансовому благополучию нации. Не случайно имя Людовика XIV, известного так же как "король-солнце", в наши дни является символом экстравагантности. Разумеется, она находила свое выражение и в покупке кружев.
Любовь короля к кружевам не ограничивалась тем, что он их носил. Из инвентарной описи королевского имущества, составленной в 1667 г., мы узнаем о прогулочных лодках, в которых король катался по каналу в Версале. У них имелись кружевные занавески в альковах.
С точки зрения Кольбера, проблема заключалась в том, что практически все это изобилие кружев импортировалось из Венеции. Их мотивы были рождены эстетической традицией барокко, и для них характерны тяжелые плавные узоры, иногда с включением восточных мотивов, таких как гранат. Эти кружева были исключительными благодаря техники исполнения: узоры создавали гладью с помощью более плотных нитей поверх настила. В результате достигался богатый трехмерный эффект, совершенно непохожий на то, что производили где бы то ни было еще. Эти кружева стали самыми высоко ценимыми в Европе в середине XVII в.
Каждая крупная покупка шитых иглой венецианских кружев, которую совершал "король-солнце", несомненно, подтверждала его отменный вкус. Но Кольбер полагал, что эти деньги лучше было бы потратить на оплату труда французских ремесленников. Проблема состояла еще и в том, что хотя во Франции и были центры производства кружева в Нормандии, у этих кружев не было своего узнаваемого стиля, и поэтому они не пользовались особым спросом. Но министр финансов был человеком действия, и 5 августа 1665 г. он объявил, что "мануфактуры для всех видов нитяной работы, созданных либо иглой, либо на подушке" следовало открыть в нескольких французских городах. Он призвал королевских мастеров и художников придумать свежие узоры, которые будут воплощать только на официальных королевских мануфактурах. Это новое французское кружево, объявил Кольбер, будет называться point de France.
Одно это могло разгневать Венецию, для которой кружева были важным источником дохода, но Кольбер пошел дальше, призвав мастериц шитого иглой кружева из Италии эмигрировать во Францию и обещав им гражданство. Венеция быстро издала ответный указ, требуя от тех, кто обдумывает предложение Кольбера, не принимать его, а от тех, кто его уже принял, немедленно вернуться под страхом смертной казни.
Но было уже слишком поздно. За несколько лет французские кружева приобрели собственный узнаваемый стиль. Они были более строгими и правильными, чем венецианский гипюр, и в них было множество символов, намекающих на Людовика XIV: солнце, подсолнухи, королевские лилии и короны.
Как вы понимаете, дорогие друзья, это был небольшой экскурс в историю. В следующей части я хочу наглядно показать музейные экспонаты, которые мне довелось найти.
Очень надеюсь, что чтение было приятным и интересным.
Если информационный формат статей вам по душе - напишите, пожалуйста, в комментариях - так я смогу совершенствовать свой канал!
Всем спасибо за внимание!
Понравилась статья? Делитесь ею с друзьями в соцсетях и подписывайтесь на мои аккаунты в VK и INST (принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской), где вас ждет большая галерея работ и множество полезных материалов про моду и мир шитья!