Найти тему

Быстрая мода (её психологический фактор).

Оглавление
Фото из интернета по запросу "быстрая мода и экология"
Фото из интернета по запросу "быстрая мода и экология"

Дорогие друзья, около года назад я опубликовала статью "Почему брендовая одежда теряет качество?" Как показало время, этот материал задел за живое даже тех, кто сравнивал качество и мощность нового пылесоса, с купленным когда-то, а так же ценителей автомобиля Mercedes, оценивающих было/стало. Признаться честно, я была поражена тем, что до сих пор этот материал интересен среди читателей. Именно это подтолкнуло меня призадуматься над причинами данного явления... Получается, что мы все равно платим за товар, который нас не устраивает и готовы мириться с понижением качества?! Почему?!

Так родилась эта статья.

На страницах моих коллег очень часто в комментариях можно встретить такие слова: "...за такие деньги можно столько одежды купить" или "...10 тысяч за пошив юбки...в любом магазине можно три таких найти". Тут, даже непроизвольно, приходит в голову тема "быстрая мода", но писать очередную статью о ее вреде я не хотела, достаточно ввести в поисковике "быстрая мода и экология", и вам высветятся масса статей и фотографий с ужасающими видами. В процессе мониторинга и изучения вопроса наткнулась на документальный фильм 2016 года от режиссера Бена Эйкерса "Быстрая мода", главную роль в котором сыграл Алекс Джеймс (ссылку оставлю в конце статьи).

Быстрая мода (2016)
Быстрая мода (2016)

Вот тут пазл в моей голове сложился: статья будет не про экологию и трагедию в Бангладеш, а психологическую составляющую быстрой моды, то есть почему же мы все-таки совершаем покупки?

Феномен «быстрой моды» мы наблюдаем с начала 90-х годов прошлого века. Длительность жизненного цикла швейных изделий от момента замысла и до появления в торговом салоне может составлять 15 дней и это ещё не предел. Тут я узнала на сайте РБК про термин "сверхбыстрая мода", ярким представителем которой является китайский онлайн-ритейлер Shain (это не реклама). У них цикл от идеи до реализации не превышает 10 дней. И это ужасает.

Для начала я бы хотела озвучить вам некоторые факты, которые меня крайне заинтересовали (взяты из открытых источников в сети Интернет):

ФАКТ 1.

150 МИЛЛИАРДОВ ВЕЩЕЙ ПРОИЗВОДИТСЯ ЕЖЕГОДНО

Что на 400% больше, чем в 2000-м году (источник).

Этого достаточно, чтобы обеспечить каждого человека на планете девятнадцатью предметами одежды.

Эксперты в области моды подсчитали, что ежегодно на 8,1 миллиард людей в мире производится более 150 миллиардов предметов одежды, из них используется лишь 80 миллиардов.

ФАКТ 2.

ПРОИЗВОДСТВО ОДЕЖДЫ УДВОИЛОСЬ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 20 ЛЕТ

При всем при этом, срок использования одной вещи уменьшился в 5 раз в сравнении с данными начала нулевых (источник). Не исключаю, что из-за ухудшения качества, но, возможно, и по другим причинам.

Поколение конца ХХ века выбрасывают свои вещи в 2 раза чаще, объясняя это так: “просто надоела” или “вышла из моды”. Эти данные я узнала на австралийском сайте. Но Россия совсем не исключение, все прекрасно пользуются интернет-ритейлерами Wildberries, Ozon, LaModa, где можно приобрести одежду по низкой цене и большом количестве, не обращая внимания на надобность ее в гардеробе.

ФАКТ 3.

97% ОДЕЖДЫ ПРОИЗВЕДЕНО В СТРАНАХ ТРЕТЬЕГО МИРА

Сегодня в производстве одежды занято около 40 миллионов человек, большинство из которых живет в странах, где средний уровень дохода не превышает 100 долларов на человека в месяц (не стала переводить в рубли с источника). 85% всех рабочих — женщины и лишь чуть более 2% из них зарабатывают достаточно для жизни.

ФАКТ 4.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ РАБОЧИХ С НАРУШЕНИЕМ НОРМ ТРУДА, А ТАКЖЕ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

Как показала трагедия в Бангладеш (при обрушении здания Рана-Плаза в 2013г число погибших составило 1134 человека, получивших ранения было намного больше), слишком высока гуманитарная цена безжалостной и неумолимой силы быстрой моды, которая требует их огромного производства.

Головокружительная смена моды и низкие цены, которых ожидают потребители, склоняют эту индустрию к эксплуатации человека, не исключая детей.

ФАКТ 5.

СИНТЕТИКА - САМАЯ ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ТКАНЬ НА ПЛАНЕТЕ.

70 миллионов баррелей нефти используется ежегодно для производства синтетических тканей. Самая часто используемая ткань в индустрии моды - полиэстер.

Полиэстер - одна из самых дешевых тканей, по сути пластик, полученный из сырой нефти. Одежда из полиэстера не только заканчивает свои дни как мусор на свалке, она к тому же оставляет пластиковую пыль. По некоторым оценкам, эти волокна являются самым многочисленным мусором на планете и разлагается порядка 200 лет.

Дешевые синтетические волокна выделяют газы, такие как N2O, которые в 300 раз вреднее CO2 (источник).

ФАКТ 6.

20% НОВЫХ ВЕЩЕЙ ВООБЩЕ НИКОГДА НЕ НОСИТСЯ

Каждая пятая вещь, произведенная в течение года, выбрасывается или утилизируется так и не будучи использованной по назначению.

Раньше я, как и многие другие, была подвержена эмоциональным покупкам, но пересмотрела свою позицию к потреблению многих вещей в быту.

ФАКТ 7.

СКАНДАЛ “19 ТОНН”

В ноябре 2017 года журналистам шведского телеканала SVT попала информация о том, что гигант fast fashion H&M, который на протяжении нескольких лет, сжег несколько десятков тонн (!) нераспроданной одежды в городских системах отопления. Только по итогам 2016 года это количество могло составить более 19 тонн (эквивалент примерно 50 000 пар джинс). Они могли легко отдать одежду нуждающимся, но не сделали (источник). Сжечь эти вещи было дешевле, чем перерабатывать.

H&M приостановила в марте 2022 года работу в России и в последствии объявила об окончательном уходе с рынка.
H&M приостановила в марте 2022 года работу в России и в последствии объявила об окончательном уходе с рынка.

ФАКТ 8.

СОВРЕМЕННАЯ ИНДУСТРИЯ МОДЫ РАБОТАЕТ ПО ПРИНЦИПУ “МИКРО-СЕЗОНОВ”

В недалеком прошлом, а именно, 20 лет назад было 2 сезона и 2 главные коллекции в год. Сейчас же fast fashion индустрия работает по принципу “52 микро-сезона в год”, ротируя новые идеи каждую неделю.

ФАКТ 9.

КОПИРОВАНИЕ И НАРУШЕНИЕ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Бренды быстрой моды постоянно подвергаются критике за копирование высококлассных дизайнеров и независимых художников. Это нарушение прав интеллектуальной собственности подрывает творческий потенциал, инновации и ценность оригинального дизайна, влияя на средства к существованию дизайнеров и художников.

ФАКТ 10.

НА ПРОИЗВОДСТВО ОДНОЙ ПАРЫ ДЖИНС УХОДИТ ПРИМЕРНО 7000 ЛИТРОВ ВОДЫ

Этого количества хватит, чтобы обеспечить одного человека водой на 5-6 лет. Кто знает английский язык - посмотрите ролики на сайте устойчивой моды.

ФАКТ 11.

ПОЧТИ 90% ВСЕГО ВЫРАЩИВАЕМОГО НА ПЛАНЕТЕ ХЛОПКА ГЕННОМОДИФИЦИРОВАНО

Да, хлопок - натуральное сырье, но для его выращивания используются токсичные химикаты, которые попадают в сточные воды. На производство хлопка (спрос на который постоянно растет) приходится 18% всех используемых на планете пестицидов. (источник)

Я пыталась найти документальный фильм "Фильм о хлопке: грязное белое золото" (The Cotton Film: Dirty White Gold), выпущенный Лией Борромео с целью рассказать о трагедии, происходящей в индустрии моды, и ее связью с 300 000 самоубийствами индийских фермеров, начиная с 1995 года, но не нашла. Может у вас получится найти и посмотреть, то прошу выслать мне ссылку. И в последствии дополнить мою статью комментарием.

97% воды в реке Инд идет на выращивание таких культур, как хлопок. (https://www.worldwildlife.org/industries/cotton)
97% воды в реке Инд идет на выращивание таких культур, как хлопок. (https://www.worldwildlife.org/industries/cotton)

ФАКТ 12.

ТОЛЬКО 10% ВЕЩЕЙ ОТДАЮТСЯ ИЛИ ПЕРЕРАБАТЫВАЮТСЯ

9 из 10 вещей заканчивают свои дни на свалках. Индустрия моды вышла на второе место в рейтинге отраслей, загрязняющих планету сильнее всего.

ФАКТ 13.

80% ВРЕМЕНИ МЫ НОСИМ ВСЕГО 20% СВОЕЙ ОДЕЖДЫ

В среднем жительницы мегаполиса хранят в шкафу ненужной одежды на примерно на 50 000 р.

ФАКТ 14.

КАЖДЫЙ ГОД ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ВИСКОЗЫ И ДРУГИХ ИСКУССТВЕННЫХ ТКАНЕЙ ВЫРУБАЕТСЯ 120 МИЛЛИОНОВ ДЕРЕВЬЕВ

Для большинства синтетических тканей необходимый ресурс - это нефть, для вискозы - целлюлоза. В Канаде, Амазонии и Индонезии дикие леса были уничтожены ради целлюлозы. (источник)

Если углубиться и подробнее почитать статьи, то пропадает желание покупать синтетические изделия.

Фактов, думаю, достаточно, а теперь разберемся…

Откуда все это пошло?

Заранее прошу строго не судить за возможную нестыковку дат, т.к. в разных источниках они разнятся.

Есть версия, что одним из "основателей" роста масс-маркета (можно назвать прет-а-порте, которое в середине 20 века называлось "готовое платье" или дословный перевод с французского "готовый к носке") была Габриэль Шанель. Она считала копирование своих моделей проявлением признания общества, «Копия суть любви» - говорила она и не сопротивлялась идее «выпустить моду на улицу», а в 1954 передала все права на бренд Chanel промышленной корпорации братьев Вертхаймеров. В 1955 году при удачной попытке покорения США Шанель уступила права на копирование крупным американским предпринимателям, которые намеревались шить их сотнями тысяч и продавать по разным ценам - в зависимости от качества и стоимости ткани.

«Мода, не нашедшая признания широких масс, уже не мода»

Первым из кутюрье модели прет-а-порте создал Пьер Карден в 1959 году. И уже в 1960-х годах почти все дома мод начали создавать аналогичные коллекции, и прет-а-порте переросло в самостоятельную моду, учитываемую всем рынком одежды.

1959 год - первая коллекцию женской одежды Prêt-à-Porter в универмаге Printemps от Пьера Кардена.
1959 год - первая коллекцию женской одежды Prêt-à-Porter в универмаге Printemps от Пьера Кардена.

В 1966 году Ив Сен-Лоран окончательно закрепил позиции прет-а-порте, открыв бутик готовой одежды Saint Laurent Rive Gauche.

Пыталась найти точный адрес, но так и не удалось. Может кто-нибудь знает?
Пыталась найти точный адрес, но так и не удалось. Может кто-нибудь знает?

Итак, почему же быстрая мода популярна?

Быстрая мода произвела революцию, указав нам, как делать покупки! Дала потребителю возможность не отставать от постоянно меняющихся модных тенденций, не вгоняя семейный бюджет в бездну. Экономическая доступность - вот одно из самых главных свойств и преимуществ быстрой моды. А именно, каждый в состоянии позволить себе выглядеть стильно и модно, по доступной цене.

Ритейлеры fast fashion очень быстро производят и внедряют новые стили в свои коллекции, предоставляя покупателям широкий выбор вариантов. Такая быстрая смена дизайнов гарантирует, что потребители всегда найдут что-то новое и интересное для изучения и покупки.

Быстрая мода демократизирует моду, позволяя людям из разных социально-экономических слоев участвовать в последних тенденциях. А это устраняет эксклюзивность, которая когда-то ассоциировалась с модой высокого класса, но в то же время позволяет людям выражать свой личный стиль и экспериментировать с разными образами, с разными стилями, цветами и тенденциями, не беря на себя долгосрочных обязательств, поощряет самовыражение и творчество, дает возможность потребителям постоянно изменять свой личный выбор моды.

Быстрый цикл производства и потребления быстрой моды способствует экономическому росту, поскольку увеличивает потребительские расходы и увеличивает доходы модных брендов. Это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на смежные отрасли, такие как логистика, реклама и розничная торговля, что не может не радовать правительство всех без исключения государств.

И как следствие...

Потребление одежды становится пагубной зависимостью, развивается ониомания, в простонародии шопоголизм. Покупки становятся смыслом жизни, отдыхом и развлечением.

Ониомания – неудержимое желание что-либо купить, не думая о последствиях и будущем.

Почему так происходит?

А вот теперь чистая психология.

Для части потребителей приобретение новой одежды становится способом демонстрации собственного статуса или желания приблизиться к другому классу, носить одежду своего кумира. Подобный вопрос я уже раскрывала в своей статье про эластичную повязку, которая воспринимается как символ статуса. И это проявляется не только в модной индустрии, но и в автобизнесе, электронике и т.д.

Люди хотят получить немедленное удовлетворение и мгновенный результат. Шоппинг становится терапией, т.к. человеку становится легче стразу после покупки, но... длительность эффекта коротка, и он идет в очередной раз в магазин и прикладывает свою банковскую карту. И ладно если она дебетовая, но зачастую это кредитная.

Вы обратили внимание на рекламные кампании банков с призывом не ждать, а покупать все именно сейчас, а платить потом?

Мы хотим себя чувствовать уверенно в обществе, в котором живем и приблизить себя к высшему, потому что сейчас общество - это общество потребления.

Мы измеряем свой успех покупками!

В 90-е годы в наши умы забрался буржуазный идеал - социальный статус, а он измеряется материальными предметами!

В зоне риска находятся женщины, не достигшие возраста 45 лет, жители мегаполисов, сотрудники модной индустрии, участники сфер шоу-бизнеса, но больше всего подвержены влиянию этого общества подростки - наши дети, внуки.

Как нам быть?

Несколько умозаключений не моих, но я с ними согласна.

1. Изучить и следовать общественному движению под названием «осознанная мода». Осознанная мода пропагандирует продление жизненного цикла одежды, использование переработанных и экологически чистых материалов. Во главе этой моды стоят известные личности, такие как Эмма Уотсон, Стелла Маккартни, Мирослава Дума, Ольга Глаголева, Наталья Водянова и другие. Приверженцы этого движения уделяют много внимания ремонту и уходу за одеждой, чтобы продлить срок ее службы.

2. Изучать состав одежды перед покупкой. Фокусируйте внимание на качестве изделия, а не количестве.

Мы утратили привычку узнавать. Нам не столь важно из чего сделано изделие, где и как сшито, нам важна его стоимость и как я буду выглядеть в нем.

3. Нужно стремиться покупать только нужную вам одежду из натуральных тканей и примесей.

Отдавайте предпочтение классическому гардеробу, а не мимолетным тенденциям. Каждая девушка/женщина знает, что такое базовый гардероб и базовые цвета. Изучите вопрос цветотипа и фасонов одежды под фигуру. Это позволит вам комбинировать.

4. Если есть особенности в фигуре - шейте в ателье, у фрилансеров, наконец, научитесь шить сами.

Пусть это будет редко, но из хорошей ткани и грамотной посадкой по фигуре. Найти выкройки или уроки шитья не составляет труда, в интернете достаточно видеоуроков.

5. Покупайте одежду в Second Hand или из переработанных отходов.

В России на сегодняшний день действуют 38 предприятий, перерабатывающих текстильные отходы. Все текстильные отходы при этом делят на высококачественные, подлежащие дальнейшей переработке, и низкокачественные, которые не используют для изготовления новых материалов. Основными поставщиками текстильных отходов являются швейные предприятия, промышленные заводы и фабрики, медицинские учреждения и предприятия общественного питания. (источник)

6. Учите детей делать осознанный выбор во всем.

Начиная с выбора одежды, подбора гардероба. Научившись на этой мелочи, в будущем он будет с вниманием подходить к выбору автомобиля, квартиры...

Вот, что меня настораживает!

Глобальный охват и единообразие быстрой моды могут привести к эрозии нашего культурного разнообразия и местного мастерства. Мелкие ремесленники и традиционная швейная промышленность изо всех сил пытаются конкурировать с предметами быстрой моды массового производства, влияя на культурное наследие и традиционные навыки.

И, скорее всего, самые серьезные изменения должны происходить в нас, потребителях. Перелом сознания от бездумных импульсных покупок к заранее подготовленному и осознанному выбору любого товара - этап сложный. Но у нас есть возможность задуматься о том, что мы делаем, когда отправляемся за покупками - ведь именно мы замыкающее звено этой цепочки под названием быстрая мода!

P.S. как и обещала, ссылка на фильм https://yandex.ru/video/preview/11552339321422297875

Статья получилась длинной, но я надеюсь интересной! Буду ждать комментариев: как часто вы обновляете свой гардероб, все ли в нем носится, подвластны ли импульсивным покупкам (лично я - да!!! Именно поэтому, уже три года не хожу по магазинам, чтобы "просто поглазеть" и без поставленной задачи).

Спасибо всем за внимание!

Понравилась статья? Делитесь ею с друзьями в соцсетях и подписывайтесь на мои аккаунты в VK и INST (принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской), где вас ждет большая галерея работ и множество полезных материалов про моду и мир шитья!

Вам могут понравиться эти статьи: