2023 год стал очень насыщенным для российского сектора криптовалютного рынка. Этому способствовали как растущая потребность в использовании цифровых активов (из-за санкций и их относительной "непрозрачности"), так и активное расширение сектора цифровых валют, который стало очень сложно игнорировать.
Возьмем, к примеру, случай с российским майнером, которому весной 2021 года было предписано выплатить 870 000 рублей за чрезмерное потребление электроэнергии. Хотя трудно представить реальные объемы "серого майнинга" и прибыль, получаемую за счет льготных тарифов на электроэнергию и ухода от налогов, из приведенных выше историй ясно, что без ведома государства происходят значительные денежные потоки.
Криптовалюты, какими они должны быть
Однако приближение к легализации и легализация криптовалют означают разные вещи и юридически принципиально отличаются. В России криптовалюты пока еще "близки", но в начале года председатель комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков говорил о возможности открытия местной криптовалютной биржи (это невозможно сделать, пока не будут легализованы торгуемые на бирже активы).
Учитывая, что крупнейшая криптобиржа Binance объявила о своем уходе из страны 27 сентября, появление собственной площадки для криптотрейдинга и транзакций вполне логично и ожидаемо. Однако пока ничего не объявлено - лишь Александр Владников, генеральный директор РАКИБ (Российская академия криптовалют и блокчейна), посоветовал ожидать анонса этой осенью и пообещал, что CommEX позаботится о выведенных пользователях Binance. Многие трейдеры из России пользуются биржами, не зарегистрированными в Европе (например, ByBit, OKX).
Однако власти не намерены полностью разделять криптовалютный рынок. Анатолий Аксаков, например, признает, что "криптовалюты и эмиссия CFA будут важным инструментом для Санкт-Петербургской биржи". Ранее бывший президент биржи Роман Горюнов говорил о планах по запуску криптобиржи в 2017 году, но они не осуществились из-за неодобрения регулятора.
Нужно что-то делать.
Отношение к криптовалютам в России было непоследовательным. На протяжении долгого времени криптовалюты обсуждаются с разных точек зрения: от полного запрета до признания собственных криптовалют. Одно из последних заявлений по этому вопросу сделал министр финансов России Антон Силуанов. На конференции "Десятилетие мегарегуляторов: вчера, сегодня, завтра" Силуанов сказал: "Мы по-прежнему находимся на разных позициях. То, что криптовалюты существуют, - это факт. Каждый день происходит огромное количество транзакций. Но мы считаем, что было бы неправильно не регулировать ее. Мы считаем, что платежи и различные другие транзакции должны быть легализованы, даже если они запрещены законом. Это даст нам дальнейшее развитие, в том числе и этого рынка. Мы сейчас это обсуждаем".
Заместитель министра РФ Алексей Моисеев был более откровенен: "Банковская система встает на совершенно новые рельсы. Это хорошо, но криптовалюты здесь ни при чем". В то же время Алексей Моисеев сравнил криптовалюты с финансовыми пирамидами и осторожно посоветовал держаться от них подальше.
В целом эти два высказывания наиболее ярко иллюстрируют рассуждения регулятора о криптовалютах, выходящих из-под контроля государства. Они имеют признаки азартных игр и финансовых пирамид, выпускаются неизвестными лицами и, как отметил в интервью "Известиям" директор Росфинмониторинга Юрий Чиханчин, "активно используются наркоторговцами, террористами и коррумпированными бюрократами". Но полностью запретить криптографию невозможно. Все активно обсуждается и оценивается.
Оцифрованный рубль
2023 год ознаменован еще и тем, что оцифрованный рубль находится в центре внимания парламентариев. Эта валюта, получившая название Centralised Band Digital Currency (CBDC), является аналогом безналичных денег, но основана на блокчейне. На этом сходство с криптовалютами заканчивается. Единственное сходство заключается в том, что они защищены технологией блокчейн. Поскольку криптовалюты изначально задумывались как децентрализованная структура, модель, в которой эмитентом выступает государство, противоречит идеологии этой инновации.
Тем не менее, цифровой рубль сделал большой шаг от концепции к пилотному проекту в 2023 году: 1 августа вступили в силу поправки в законодательство, вводящие концепцию цифрового рубля в правовое поле, и уже опубликован план реализации проекта. В 2024 году к цифровому рублю будут подключены местные банки. рублевые платежи, а к 2025 году ожидается, что нефинансовые организации смогут участвовать в операциях с цифровым рублем.
Эти планы летом подтвердила первый заместитель председателя Банка России Ольга Скоробогатова.
Кому это будет выгодно?
Введение цифрового рубля означает, что он будет необходим не просто так. Банки не заинтересованы в этом нововведении, потому что они потеряют свою посредническую функцию. Для рядового потребителя цифровой рубль тоже не кажется необходимым. Но кому выгодно его существование? С точки зрения государства, платежная система, в которой данные идеально классифицированы, неизменны и обновляются с высокой скоростью, - это просто подарок. Например, при выделении средств на строительство детского сада можно будет отследить все заложенные в бюджет суммы. Даже если средства были выделены из Москвы в Хабаровск.
Интересно и то, что блокчейн позволяет ограничить расходование цифровых рублей определенными категориями товаров. Например, если средства выделяются в качестве социальных выплат, то можно будет запретить покупку алкоголя или предметов роскоши. Однако, как отметил заместитель председателя Банка России Алексей Заботкин на форуме "Цифровые финансы: новая экономическая реальность", не стоит торопиться с выводами. Поэтому к вопросу такого рода функционирования нужно подходить очень осторожно. Теоретически такой функционал существует".
Можно надеяться, что подобные возможности рублевого блокчейна будут использоваться умеренно - мало кто захочет жить в цифровой антиутопии. Однако если оценивать события без сентиментальности, то факт остается фактом: Россия присоединилась к ряду стран, активно работающих над созданием национальной цифровой валюты: В 2020 году никто не говорил о криптовалютах, а сейчас они уже находятся на стадии пилотного проекта. В США концепция цифрового доллара изучается и обсуждается уже три года, но до сих пор не опробована в "реальном мире".
Вклад в доверие
Однако, несмотря на позитивные прогнозы о массовом переходе на цифровой рубль в течение двух лет, остается открытым вопрос о том, будет ли спрос. Например, августовский опрос медиаконгломерата Rambler&Co показал, что только 56 % из 120 000 респондентов планируют использовать криптовалюту. Более половины не понимают, как работает система, и в целом лишь десятая часть респондентов заявила, что доверяет цифровому рублю так же, как обычным наличным или безналичным деньгам.
Очевидно, что недоверие населения - это проблема, требующая решения со стороны регулятора. Интересно будет посмотреть, какие инструменты будут использоваться в следующем году для стимулирования обычных клиентов банков к открытию цифровых рублевых счетов. Побегут ли люди переводить свои деньги? Например, по данным опроса, проведенного Санкт-Петербургской биржей, пока потребители готовы хранить в цифровых рублях суммы до 20 000 рублей.
Потребности и желания
В то время как блокчейн-индустрия в России начинает набирать обороты и развиваться (в основном под руководством государства), сама криптовалюта остается в серой зоне и неясно, когда она из нее выйдет. В то же время криптовалюты используются для трансграничных платежей и представляют собой значительный денежный поток, который (в эпоху интернета) невозможно полностью скрыть. Игнорировать это экономически и социально неправильно. Например, Юрий Чиханчин в сентябре заявил, что количество криптовалютных транзакций в стране утроилось по сравнению с 2022 годом, достигнув 180 000 денежных переводов и других операций.
Можно ли полностью запретить криптовалюты, как это было сделано в Афганистане и Египте? Юридически это возможно, но на практике очень сложно. Если посмотреть на майнинг криптовалюты или технологию майнинга, то становится ясно, что сегодня небольшая майнинговая ферма может превратиться в малый бизнес, если подключить ее к источнику питания. Они также не посещают цифровых золотодобытчиков от двери к двери. Потому что это займет слишком много времени.
Цифровые активы могут упасть более чем на 70 % за несколько часов. Цифровые активы могут упасть более чем на 70 % за несколько часов. Это не защищает граждан от неудачных финансовых вложений. В то же время монетарная функция криптовалют помогает избежать санкций. Это очень полезно для бизнеса разного уровня, включая государственные предприятия.
Одним из выходов из сложившейся ситуации могут стать стейблкоины (разновидность криптовалюты, привязанная к курсу национальной валюты в соотношении один к одному и обеспеченная рублем (в случае с Российской Федерацией)). Такие стейблкоины уже широко распространены на рынке, и большинство из них привязаны к доллару США (например, USDT и USDC). Исключив возможность спекулировать на курсе, российские криптоэнтузиасты могли бы получить в свои руки стейблкоины и тем самым максимально дистанцироваться от государственного и финансового контроля. Однако до сих пор этого не произошло.