8 октября, всего через несколько часов после нападения на Израиль, США публично взялись за свою самую большую дубинку. Поскольку перестрелки между израильскими войсками и террористами ХАМАСА имели место по всему югу Израиля, министр обороны Ллойд Остин приказал направить авианосец Gerald R. Ford в восточную часть Средиземного моря. Popular Mechanics о значимости этого оружия для поддержания мира
Развертывание показало, что США поняли серьезность момента и готовятся реагировать. Это также дало понять, что, несмотря на недавние заявления, ставящие под сомнение ценность, невероятную стоимость и уязвимость авианосцев, эти гиганты по-прежнему являются важной частью современной войны.
Столетие на вершине
Авианосцу чуть больше ста лет. Первоначально задуманный как разведчик для обнаружения с помощью своих самолетов вражеского флота, Императорский флот Японии разрушил эту концепцию во время Второй мировой войны, объединив несколько авианосцев вместе и создав ударную силу с большей дальностью и более тяжелыми ударными способностями, чем у линкоров.
Нападение на Перл-Харбор, когда шесть авианосцев нанесли удар по Тихоокеанскому флоту США на Гавайях, подняло авианосец на вершину доминирующей системы вооружения на море.
Как только оружие достигает вершины своих возможностей, естественно предположить, что когда-нибудь его лидерству придет конец. Греческая фаланга, рыцарь, броненосец, линкор и другие виды оружия доминировали на суше и на море только для того, чтобы быть оттесненными – жестоко и бесцеремонно – другим, новым вооружением. Авианосцы находятся на вершине многодоменной войны уже более 80 лет, и еще даже не было изобретено новое оружие, которое могло бы его заменить.
«4,5 акра суверенной американской территории»
Адмиралы любят приговаривать, что авианосец класса «Нимиц» или «Форд» — это «4,5 акра суверенной американской территории». Авианосцы являются собственностью правительства США и настолько велики, что фактически представляют собой американскую территорию — плавучий остров американской силы, который может переместиться в любую точку мирового океана. Более того, куда бы они ни пошли, они остаются американской территорией, и их действия не ограничены никем, кроме руководства их страны... и врага.
Это преимущество особенно заметно в кризисе между Израилем и сектором Газа. У американских военных есть авиабазы по всему миру, но распределение по континенту неравномерное. Ближайшей к Израилю американской авиабазой является база Инджирлик в Турции, расположенная на расстоянии 300 миль.
Самолеты, летящие из Турции в Израиль, также должны будут пролетать мимо Сирии, враждебной страны, имеющей собственные военно-воздушные силы. Чтобы обойти Сирию, потребуется пролететь не менее 100 дополнительных миль, что усложнит путь к Израилю. Еще один аспект вопроса заключается в том, что принимающее правительство Турции может политически не согласиться с правительством США по поводу конкретной миссии.
С другой стороны, авианосец Gerald R. Ford может находиться в международных водах у берегов Израиля и подходить настолько близко, насколько захочет (хотя и не слишком близко, поскольку у «Хезболлы» есть противокорабельные ракеты).
Четыре эскадрильи ударных истребителей F/A-18E/F с авианосца имеют прямую, непрерывную линию связи с любой точкой побережья восточного Средиземноморья. Правительство США может приказать Gerald R. Ford делать все, что пожелает, в том числе приказать ему вступить в бой, без необходимости координации действий с правительством принимающей страны.
Это гарантирует, что правительство США сможет быстро предпринять односторонние действия, когда это необходимо.
Универсальный инструмент
Сегодняшняя роль авианосцев включает в себя нанесение воздушных ударов по террористическим группировкам, таким как ИГИЛ, Хезболла, Хамас, а также сброс управляемых бомб на противника, который не может дать ответный удар.
Так было на протяжении 20 лет, когда окончание Холодной войны и события 11 сентября сместили фокус Пентагона с войны с неугодными правительствами на борьбу с террористическими организациями. Но хотя миссия изменилась, широкие возможности остались прежними, и авианосцы по-прежнему способны противостоять различным угрозам, от ИГИЛ до Народно-освободительной армии Китая.
Боевые действия — не единственная миссия, которую выполняют авианосцы. Эти гиганты могут быстро перестроиться на миссии по оказанию гуманитарной помощи или ликвидации последствий стихийных бедствий. Например, такие, которые военный корабль США Ronald Reagan выполнял после землетрясения в Фукусиме в 2011 году.
Пока Япония и США мобилизовались для спасения выживших и обследования ущерба, авианосец Ronald Reagan выполнял роль плавучего аэродрома для вертолетов обеих стран в районе, где местные аэропорты были разрушены землетрясением и цунами. Ничто другое не может функционировать в качестве мобильного и защищенного от стихийных бедствий аэродрома так, как авианосец.
«Большая дубина»
Правительство США использует авианосцы для общения как с друзьями, так и с врагами, как инструмент успокоения и запугивания. Когда авианосцы еще не были изобретены, Тедди Рузвельт впервые сказал: «Говорите тихо и носите с собой большую дубину». Именно авианосцы являются примером большой дубины.
Ничто так не привлекает внимание, как приближающаяся к берегу полноценная авианосная группа с 44 ударными истребителями, крейсером, двумя эсминцами, а где-то поблизости прячется атомная подводная лодка.
Авианосец подаст сигнал о намерении, как никакая другая система вооружения. Если у вашего побережья появится подводная лодка, вы, вероятно, даже не догадаетесь, что она там. Если экипаж бомбардировщика B-2 тренируется наносить удары по целям в вашей стране, вы не узнаете, пока он не выполнит миссию. Но если у вашего побережья появится авианосец, его невозможно не заметить. Это явный признак того, что вы находитесь в поле зрения Вашингтона – и не в хорошем смысле.
Вывод
Время от времени нужность авианосцев подвергается сомнению. Обычно проходит всего несколько месяцев, прежде чем что-то, например продолжающийся кризис в Израиле и секторе Газа, снова докажет, что они по-прежнему реальная и пока незаменимая сила.
У них есть свои проблемы: они стоят гигантских денег, их дорого эксплуатировать и дорого утилизировать после окончания срока их службы. Тем не менее, в условиях кризиса не существует другой системы вооружения, которая могла бы сделать так много еще до того, как будет сделан непоправимый шаг. Когда-нибудь что-то заменит авианосцы, но не сегодня.
Источник: Popular Mechanics
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале