Найти в Дзене

Как жители блокадного Ленинграда защищали и оберегали предметы искусства из музеев и дворцов

Оглавление

27 января 1944 года Красная Армия сняла нацистскую блокаду с Ленинграда, продолжавшуюся 2 года и 142 дня — в этом году Россия отметила 80-летие со дня освобождение города из плена.

Ленинград — город с богатейшей историей, в котором во время войны хранились тысячи шедевров искусства. Немецкие захватчики то и дело старались либо похитить достояние культуры, либо уничтожить его, но благодаря героическим усилиям блокадников множество достопримечательностей удалось сохранить. Как ленинградцы спасали наследие от нацистов?

Мастерство упаковки полотен

Уже в конце 1930-х годов в стране начали Генеральную инвентаризацию фондов дворцов-музеев: в ходе учета определялись наиболее ценные экспонаты для первоочередного вывоза из города — это обусловило организованность эвакуации коллекций Эрмитажа и Русского музея.

Во время войны сотрудникам петербургских музеев необходимо было подготовить к эвакуации более 7500 произведений искусства за неделю — музейные работники объединились с реставраторами, художниками, студентами и волонтерами.

Большие полотна осторожно наматывали на специально изготовленные фанерные валы, обтянутые искусственной замшей. Каждый вал предназначался для упаковки нескольких картин, между которыми сотрудники прокладывали плотную бумагу. Особо уязвимые участки полотен закрепляли тонким слоем папиросной бумаги, намазанной рыбьим клеем.

Эвакуация сокровищ Эрмитажа

До вторжения нацистов в СССР коллекцию Эрмитажа уже дважды приходилось вывозить из города: в период войны с Наполеоном экспонаты музея эвакуировали на север, а во время Первой Мировой войны значительная часть собрания временно переехала в Москву.

Эвакуация 1941 года была тщательно спланирована — работники заблаговременно подготовили специализированные коробки и материалы для упаковки. Все сотрудники Эрмитажа знали свои обязанности и методы упаковки определенных экспонатов: благодаря этой организованности за короткое время удалось подготовить к отправке два эшелона, в которых находились самые ценные предметы музея.

Безопасность музейных сокровищ на пути эвакуации была критически важной: маршруты и составов с экспонатами хранились в строжайшей тайне. Даже сами сопровождающие не были в курсе точного места назначения до момента вскрытия специальных запечатанных пакетов в пути!

Хранение коллекций в условиях блокады

Несмотря на масштабную эвакуацию, многие ценности Эрмитажа и Русского музея оставались в осажденном Ленинграде. В Эрмитаже на первом этаже и в подвалах остались экспонаты прикладного творчества, фарфора, серебра и разные полотна. Сотрудники Эрмитажа брали на себя роли смотрителей и медсестер, обслуживая временную больницу, устроенную в здании музея. Во время интенсивных бомбардировок подвал комплекса превратился в убежище для 2000 блокадников, включая сотрудников музея и их семьи, архитекторов, ученых, медработников и представителей искусства.

Для хранения других музейных власти города выбрали Исаакиевский собор: решение об использовании собора основывалось на предположении, что противник воздержится от бомбежки этого святого места. Для надежности позолоченные купола собора закрасили в темно-серый цвет, на его крыше разместили посты ПВО, а вокруг храма установили гнезда зенитных батарей. Окна в Исаакиевском соборе закрыли кирпичом и мешками с песком, создавая надежную защиту для более чем 120 тысяч хранящихся там предметов. Внутри собора работники устроили проходы между ящиками с экспонатами, образуя лабиринт высотой до 6 метров, в котором нужно было ходить в кромешной темноте.

Выживание в музеях

Музейные сотрудники продолжали свою работу в подвалах Исаакиевского собора в условиях тьмы и холодной влажности: они проверяли состояние произведений искусства, выносили их для сушки и проветривания, при необходимости проводили реставрационные работы. Некоторые иногородние сотрудники приехали в музеи летом — никто и не думал, что они останутся тут на всю зиму и дальше. Даже зимой им приходилось работать в легкой летней одежде, а их дети мерзли в подвалах собора. Ленинградские коллеги постарались обеспечить их теплой одеждой и одеялами.

Выживать зимой было очень тяжело, так как температура в здании редко была выше 6 градусов. Вдобавок пол подвала был залит водой, и работникам приходилось ходить по узким доскам, уложенным над водой. Из 60 сотрудников, находившихся в подвале собора, треть умерла от голода и холода в первую зиму блокады, а оставшиеся герои так ослабли, что летом 1942 года власти организовали стационар для их восстановления — лишь 12 человек остались на работе до конца.

Тяжелейшие условия выживания были и в Летнем саду, который чудом сохранился в период блокады. Имущество музея Петра I перевезли в Исаакиевский собор, персонал и ученые переехали в Михайловский сад. Летний сад часто становился целью бомбардировок, но работники регулярно осматривали его и даже убирали опавшую листву.

Понимая риск возгорания от падения зажигательных бомб, они убеждали военных помочь с очисткой сада от листьев, чтобы предотвратить возможные пожары.

Скульптуры защищали от бомбежек уникальным образом: их окружали защитным материалом, зашивали досками и спускали в заранее вырытые углубления, затем засыпав землей. Только весной 1944 года, после окончания блокады, скульптуры аккуратно извлекли из земли и вновь установили на свои первоначальные места.

Возвращение произведений искусства

В 1945 году началось возвращение музейных коллекций из эвакуации: военные и работники музеев убирали из залов ящики с песком, использовавшиеся для тушения зажигательных бомб. Несомненно, уникальные эмоции переполняли работников музеев при первом взгляде на возвращенные шедевры, которые, несмотря на ужасы войны, вернулись в целости и сохранности.

Экспонаты, пережившие блокаду в Исаакиевском соборе, оставались там вплоть до 1948 года, так как разрушенные дворцы не были готовы к их возвращению. Только после создания специального хранилища музейных фондов последние экспонаты вернулись домой.

Эрмитажная коллекция возвратилась в Ленинград в начале октября 1945 года, а уже через месяц прошла выставка в 69 залах. В ноябре того же года залы музея открылись для посетителей, многие из которых не сдерживали слёз при встрече с шедеврами, благополучно вернувшимися после тяжёлых лет войны.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Что может быть страшнее и страннее тайны перевала Дятлова? Вашему вниманию — Чивруайская трагедия
Обучение за границей + РФ Smapse25 января 2024
3 диеты советского времени, с которыми наверняка худели ваши мамы и бабушки
Обучение за границей + РФ Smapse30 января 2024
Почему русское дворянство, якобы такое богатое, на деле было постоянно в долгах
Обучение за границей + РФ Smapse30 января 2024
Какие вещи в СССР были только у зажиточных граждан
Обучение за границей + РФ Smapse27 января 2024