Найти тему
Путешествия, туризм, наука

3 железнодорожные профессии, о которых вы наверняка не знали

Оглавление

Железная дорога — сложный организм, практически государство в государстве. Помимо путевых служб и всевозможных машинистов (да, они разные бывают!), есть обеспечение и снабжение, различные административные подразделения... Но на этом общем фоне отдельные железнодорожные специальности все равно ярко выделяются.

Например, в Японии существуют специальные люди, в чьи обязанности входит заталкивать пассажиров и их вещи в вагоны. В России кондуктор не только проверяет билеты, но и, как поётся в песне, жмёт на тормоза. Расскажем о нескольких необычных железнодорожных профессиях чуть подробнее.

Осия

Самые известные и неординарные из всех — осия. Это специальные люди, в чьи обязанности входит «погрузка» пассажиров в переполненные вагоны токийского метрополитена. На первый взгляд, работка не для интеллектуалов, но это совсем не так: осия должен быть весьма деликатен в процессе заталкивания.

Пригодятся ему и ловкость, и сноровка, и предупредительная вежливость: сам по себе телесный контакт для японцев служит серьёзным испытанием на выдержку, поэтому не хватало ещё, чтобы люди чувствовали себя униженными. Осия работают в белых перчатках, что не только подчеркивает чистоту намерений, но и служит пассажирам гарантией, что никому даже в голову не придёт трогать их немытыми руками.

Название специальности происходит от глагола «осу», что в переводе с японского означает толкание, и соответствующего суффикса «я», означающего линейное действие.

Первые упоминания в западной прессе появились в начале 60-х, когда фотокорреспонденты влиятельного журнала Time запечатлели осия во время работы в период летних Олимпийских игр в Токио в 1964 года. Тогда метрополитену японской столицы пришлось столкнуться с колоссальными перегрузками, доходившими до 200-250% от нормативной.

Осия, кстати, не только помогают пассажирам уместиться в салон, но и присматривают за багажом, помогают закрыть гидравлические двери (а раньше, когда двери закрывали вручную, они занимались и этим тоже).

Справедливости ради, японское метро уже не так сильно страдает от перегрузок, как в прошлые годы, поэтому численность осия за последние 20 лет сократилась с нескольких тысяч до чуть более сотни — теперь они работают лишь на наиболее страдающих от перегрузок транзитных и узловых станциях. Другое дело, что потребность в специалистах такого рода дотянулась до западных стран и Китая: немцы, испанцы и американцы всё чаще сталкиваются с необходимостью профессионального уплотнения пассажиров, а в КНР в некоторых городах во время массовых мероприятий с этой целью власти прибегают к помощи добровольцев-волонтёров из молодежных и партийных организаций.

Кондуктор

Мы обычно называем кондуктором того, кто в автобусе, трамвае или электричке занимается продажей билетов и проверкой их у пассажиров.

Однако в двух известных песнях этому слову придается совсем другой смысл!

  • В «Сиреневом тумане» кондуктор останавливает поезд, чтобы позволить певцу проститься с девушкой.
  • В «Постой, паровоз» из «Операции Ы» кондуктора просят затормозить, а не машиниста. Возможно, выбор слова «кондуктор» был определен его рифмой, но на самом деле в эпоху паровозов кондукторы и вправду отвечали за торможение.

В современных поездах тормоза всех вагонов объединены и управляются из кабины машиниста, но в паровозах такой системы не было, и в каждом вагоне был сотрудник, который по сигналу паровоза активировал тормоза. Такие сотрудники назывались «тормозными кондукторами».

Были также «хвостовые кондукторы» в последнем вагоне, которые занимались остановкой отдельных вагонов при необходимости, чтобы предотвратить столкновение с другими поездами в случае расцепления. Наконец, «обер-кондукторы» контролировали, чтобы все пассажиры и тормозные кондукторы находились на своих местах, и сообщали об этом машинисту, выполняя в пути функции контролера.

Главный механик

Эта должность, одна из древнейших на железных дорогах, возникла в первой половине XIX века и до сих пор существует в железнодорожных системах Великобритании, Австралии и Новой Зеландии.

В 1847 году был основан специализированный Институт главных механиков, на руководящую должность которого был назначен Джордж Стефенсон, известный создатель паровоза. Главный механик несет ответственность за весь подвижной состав — локомотивы и вагоны в масштабах одной железной дороги, их системы или в стране в целом, определяет необходимые типы локомотивов и их характеристики, руководит работами по их техническому обслуживанию и поддержанию в рабочем состоянии.

Изначально, когда железнодорожные компании только начинали свою деятельность, все эти задачи лежали на плечах главных инженеров. Однако со временем стало очевидно, что обязанности главного инженера слишком обширны, ведь они включали также строительство путей, управление семафорной системой и работу с локомотивами, поэтому было принято решение выделить работу с локомотивами в отдельное направление.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также: