Одна из услуг корпоративного психолога для бизнеса ‒ помощь с налаживанием обратной связи. Давайте вместе рассмотрим несколько психологических приемов и техник, которые активно используют для этих целей.
Почему адекватная и своевременная обратная связь критически важна для бизнеса
Прежде чем разбирать конкретные техники, давайте поговорим об обратной связи в компании в принципе. Что это такое и так ли она нужна?
Представьте себе следующие ситуации:
● Сотрудник выполнил задачу и передал ее дальше. Например, составил инструкцию к новой модели чайника, которую производит его предприятие. Если обратной связи нет, то следующим шагом этот сотрудник приступит к следующей инструкции, например, к утюгу. И не узнает, что в прошлый раз указал не все технические характеристики, плохо сформулировал мысль в третьем абзаце и слишком уж разошелся с объемом, из-за чего шрифт придется делать микроскопическим. С высокой долей вероятности, сотрудник повторит свои ошибки вновь. И исправлять его косяки придется другому сотруднику. Или качество продукции в целом будет страдать.
Обратная связь необходима, чтобы персонал понимал свои ошибки и в перспективе работал лучше.
● Менеджеру пришло в голову совершенно, на его взгляд, гениальное улучшение. Окрашивать новые утюги и чайники в яркие цвета, чтобы они с первого взгляда выделялись среди конкурентов на полке. Менеджер отдал распоряжение подчиненным. И те видят, что предлагаемые им цвета могут привести компанию к проблемами, потому что (по чистой случайности) эти цвета ассоциируется в стране, где планируется реализовывать продукцию, с чем-то нехорошим. Но в компании не принято комментировать приказы начальства. «Вам платят за то, чтобы вы выполняли распоряжения, а не за споры». В результате бизнес может понести серьезные убытки.
Обратная связь необходима, чтобы через обсуждение находить удачные решения и блокировать неудачные.
● Сотрудник предложил новый канал для продвижения продукта: можно использовать для этого радиостанцию, которую случает ЦА. Второй сотрудник сказал, что идея дурацкая и предложить такое мог только полный идиот. И вот уже коллектив ругается, припоминая прошлые ошибки и активно оскорбляя друг друга. Но если бы второй сотрудник знал, как грамотно давать обратную связь, он мог бы указать, что идея с поиском новых каналов для продвижения хорошая. Но правила обсуждаемой радиостанции запрещают рекламировать продукт, который производит ваша компания. Зато вы могли бы договорится о рекламе в популярных подкастах: их ваша ЦА тоже слушает.
Эффективная обратная связь нужна для того, чтобы на смену конфликтам пришло конструктивное обсуждение.
Это лишь несколько примеров. Думаем, их достаточно, чтобы вы согласились ‒ эффективная обратная связь для бизнеса критически важна. Она позволяет оптимизировать бизнес-процессы, улучшить отношения в коллективе, избежать ненужных затрат, повысить продуктивность и качество работы. Но как сделать обратную связь эффективной?
5 приемов конструктивной обратной связи в деловых вопросах
Вот 5 способов дать полезную обратную связь:
1.Метод сэндвича
Начните с положительного момента (хлеб), затем переходите к области, требующей улучшения или изменения (начинка), и завершите еще одним положительным замечанием (второй кусочек хлеба). Этот метод помогает снизить возможное негативное восприятие критики, подчеркивая одновременно сильные стороны.
2.Использование конкретных примеров
Для иллюстрации своих замечаний используйте конкретные примеры из практики. Это помогает сотруднику понять конкретные ситуации, которые вызвали необходимость в обратной связи, и избегает обобщений и недопонимания.
3.Фокус на поведении, а не на личности
Сосредотачивайтесь на конкретных действиях или поведении сотрудника, которые требуют изменений, избегая оценок личности. Это позволяет обсуждать вопросы более объективно и минимизирует защитную реакцию.
4.Предложение решений и ресурсов для улучшения
Вместо того чтобы ограничиваться указанием на проблемы, предложите конкретные способы улучшения или ресурсы, которые сотрудник может использовать для развития своих навыков. Это может включать обучающие программы, литературу, менторство и так далее.
«Кто виноват?» ‒ важный вопрос. Но еще важнее, что теперь со всем этим делать.
5.Активное слушание и открытость к диалогу
После предоставления обратной связи дайте сотруднику возможность высказаться, задайте открытые вопросы для понимания его точки зрения. Активное слушание подтверждает вашу заинтересованность в совместной работе над улучшением и способствует построению доверительных отношений.
Что делать, если приемы не работают? Или работают, но не так эффективно, как вам бы того хотелось? Рекомендуем воспользоваться услугами корпоративного психолога. Он поможет разобраться, что мешает хорошей рабочей коммуникации в коллективе.
Подписывайтесь на наш блог, у нас бывает много интересного и полезного!