Найти в Дзене

Кризис на Красном море. Разгон инфляции.

Перспективы мировой экономики улучшаются, заявил во вторник Международный валютный фонд, повысив прогноз роста на 2024 год.

Возникшая напряженная обстановка в Красном море существенно ухудшила морскую логистику, ставя под угрозу важнейший импорт из Азии в Европу: автозапчасти, оборудование, химикаты и, конечно, энергоресурсы. Поставки нефти из Ближнего Востока значительно сократились, откладываются поставки сжиженного газа, а крупнейшему химическому сектору Германии не хватает сырья. По мнению экспертов, такая ситуация может послужить толчком для начала серьезной цепной реакции.

Расположение Красного моря
Расположение Красного моря

В конце января поддерживаемые Ираном повстанцы-хуситы усилили нападения на корабли в Красном море — жизненно важном торговом маршруте — в ответ на войну Израиля против ХАМАС. В результате несколько крупных компаний, занимающихся контейнерными перевозками, отклонили свои суда от водного пути, а некоторые нефтяные танкеры также были вынуждены выбирать более длинные маршруты. Более длительные и дорогостоящие поездки вызвали опасения по поводу возобновления роста глобальной инфляции.

«Продолжающиеся нападения в Красном море, через которое проходит 11% мировой торговли, рискуют создать новые неблагоприятные шоки предложения для восстановления мировой экономики, сопровождающиеся скачками цен на продовольствие, энергию и транспорт», — заявил во вторник МВФ.

Транзит нефтетанкеров через Суэтский Канал и Мыс Доброй надежды
Транзит нефтетанкеров через Суэтский Канал и Мыс Доброй надежды

Перерастание войны между Израилем и Хамасом в более широкий конфликт на Ближнем Востоке поставит под угрозу рост мировой экономики. На долю региона приходится около 35% и 14% мирового экспорта нефти и газа соответственно.

Помимо этого, данная ситуация уже начинает сказываться на прибыли компаний из самых разных секторов, указывают аналитики Bryan Garnier & Co. В их числе — французский мебельный ритейлер Maisons du Monde, получающий 75 процентов продукции из Азии, из них абсолютное большинство по морю. Ожидаемо пострадают производители спортивных товаров: Nike, Adidas, Capri Holdings.
"Новый шёлковый путь" - торговый путь через из Китая в Европу
"Новый шёлковый путь" - торговый путь через из Китая в Европу

Стоит отметить, что издержки, связанные с дополнительными 3500 морскими милями, будут ощутимы для каждого. Например, перевозка одного морского контейнера из Шанхая в Геную уже подорожала более чем в три с половиной раза и составляет 6300 долларов. Производители продуктов питания и напитков готовятся к увеличению затрат на топливо, химикатов и упаковку, а также к потере значительного количество скоропортящихся товаров.

В конечном счете, эти издержки будут покрываться потребителями, и в тех сегментах, где повышение цен не может быть осуществлено быстро, компании будут вынуждены понизить свою рентабельность в связи с увеличившимися логистическими расходами. По оценкам Итальянского института международных политических исследований (ISPI), различные виды товаров, поставляемых в Европу из Азии контейнеровозами, могут подорожать на 10 процентов. Еврокомиссия прогнозирует "разрушительные последствия" уже в ближайшие недели.