120 лет назад родился Адольф Янович Акис (Адолфс Атис, Ādolfs Āķis, 1904-1937), латышский доброволец, который погиб в бою против фашистов во время Гражданской войны в Испании. Он был одним из двух сотен латвийцев, которые, когда над всей Испанией полыхнуло безоблачное небо, несмотря на запрет латвийских властей, отправились защищать Испанскую республику от мятежников-фалангистов, поддержанных итальянскими фашистами и немецкими нацистами. В СССР их называли интернационалистами, в Испании – brigadistas.
Многие тогда погибли: Эмил Кемпе, Борис Цинис, Михаил Шварц, Янис Тилакс, Янис Ванагс, Сергей Поташов, Вульф Лихтер, Юлий Енш, Эдгар Екабсонс, Николай Гусаров, Абрам Баронс, Борух Цейтель. Их имена увековечены на памятнике на кладбище Фуэнкарраль в Мадриде. К сожалению, среди погибших был и Акис...
Будущий интернационалист родился в Риге 26 января 1904 года. По новому стилю это 8 февраля. Крещён был в Старой Рижской Евангелической лютеранской церкви Святой Гертруды 22 февраля (7 марта по новому стилю). В метрической книге записан по старой орфографии как Adolf Ahke. А по новой орфографии фамилия в разных документах писалась и как Āķe, и как Āķis. Предки его были из-под мызы Планхоф (Planhof, ныне посёлок Плани, Plāņi) Валкского уезда Лифляндской губернии. Отец Янис Акис (Jahnis Ahķe), родившийся в 1874 году, перебрался в Ригу, где 27 сентября 1902 года женился на Адельгейде Альвине Берте Маттур (Adelheid Alwine Bertha Mattur).
Адольф рано остался сиротой. Его мать умерла 21 июля 1916 года, а отец 21 ноября 1917 года. Оба были похоронены на Лесном кладбище в Риге, но от их могил не осталось и следа. К сожалению, пока не выяснил, кто взял на себя заботу о воспитании их сына. Но точно известно, что Акис окончил 3 класса коммерческого училища. С 1924 по 1926 год проходил службу в латвийских Национальных вооружённых силах, служил в Добельском пехотном полку. После демобилизации, был рабочим в Рижской телефонной сети. В 1929 году вступил в профсоюз почтовых и телеграфных работников.
Молодой человек увлекался искусством, участвовал в Рабочем театре. Восхищался Мейерхольдом. Его товарищ по студии поэтесса Валия Брутане рассказывает, что ярче всего Акис сохранился в памяти своих друзей «в небольшой роли в пьесе Киршона «Рельсы гудят», которая шла в театральном сезоне 1929-1930 годов; говорить ему приходилось мало, одну-две фразы... Но он сумел создать образ, яркий и внешне, и внутренне. Этим Акис убедительно доказал, что нет маленьких ролей, что талантливая игра может любую роль сделать значительной».
Но не только музы волновали Акиса. Он был настроен революционно, его интересовало всё, что касалось Советского Союза. У него были связи с революционным движением с подпольным коммунистическим движением, он содержал конспиративную квартиру, распространял нелегальные издания. В январе 1937 года с товарищами – актёром Эдгаром Екабсоном и моряком Эмилом Кемпе (братом поэтессы Мирдзы Кемпе) – нелегально уехал из Латвии в Испанию. После обучения в Альбасете был зачислен в Батальон имени Георгия Димитрова XV интербригады.
Боевое крещение батальон принял в феврале битве на реке Харама, оборонял правый фланг республиканских войск. В ходе битвы батальон, как и вся бригада, понёс огромные потери (был убит первый комбат Иван Паунов-Гребенаров). Однако главным итогом сражения стал провал третьего похода фалангистов на Мадрид, республика тогда выстояла. В этом есть и заслуга латыша Акиса. Битва длилась с 6 по 27 февраля. Акис погиб в первые дни. Возможно, на свой день рождения...
Эдгар Екабсонс (Edgars Jēkabsons, 1908-1937) погиб там же, на Хараме под Мадридом, 16 февраля 1937 года. Эмил Кемпе (Emīls Vilhelms Ķempe, 1908-1938) погиб у городка Онда на севере Валенсии 11 июня 1938 года.
PS. Битве при Хараме и участию в ней интербригад посвящена песня Jarama Valley. ¡Viva la República!