Вряд ли кто из представителей старших поколений не помнит такой сверхпопулярный в 1960-1980-ые годы музыкальный коллектив, как вокальный квартет «Аккорд», созданный из двух женских и двух мужских голосов и ставший эстрадным символом сверхдержавы. Многие меломаны невольно сравнивали его с позднее появившейся шведской группой «АББА». Думаю, что по уровню исполнительского мастерства наши вряд ли уступали той...
Нынешние поколения могут услышать закадровый «Аккорд» в таких любимых советских фильмах, как «Карнавальная ночь», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Семь стариков и одна девушка», «Двенадцать стульев» (который с Арчилом Гомиашвили) и многих других. Музыкальная тема в исполнение квартета в этих легендарных кинолентах гармонично вписывалась в кинематографическое повествование.
Отличительной чертой коллектива было максимальное использование возможностей голоса каждого участника, чистоты интонации и гармоничного сочетания высоких и низких голосов. Именно так (по мнению участников квартета) должен был звучать аккорд! Поэтому в каждой исполняемой песне квартет был узнаваем, хотя менял характер звучания, окраску голосов, сочетание тембров, щедро используя подвижные ритмические и динамические штрихи.
Для советского зрителя выступления «Аккорда» становились праздником, вызывая только положительные эмоции. Масса человеческой энергии, доброты, тепла и божественная гармония голосов. При этом (что удивительно) имена Зои Куликовой, Инны Мясниковой, Шоты Харабадзе и Вадима Лынковского не были на слуху, оставаясь порой загадкой даже для меломанов и знатоков советской эстрады.
История «Аккорда» началась в 1955 году, когда четыре выпускницы музыкального училища при Московской консерватории образовали женский квартет «Улыбка» (в его сопровождении Л.Гурченко в фильме «Карнавальная ночь» исполняет песню «Пять минут»).
Через два года образованный женский квартет пересёкся на Московском фестивале молодёжи и студентов с мужским квартетом из тбилисского Политеха. Зародилась творческая (и не только) дружба, и вскоре руководители коллективов Зоя Куликова и Шота Харабадзе соединились брачными узами.
Тут же у новобрачных родилась идея создать смешанный коллектив, но она не нашла поддержки у других участников. Тогда оба разорвали с ними отношения и создали свой собственный квартет: к ним примкнули выпускница музыкального училища при Московской консерватории Инна Мясникова (будущая жена руководителя ансамбля «Мелодия» Г.Гараняна) и выпускник Гнесинки Владислав (Вадим) Лынковский, которого посоветовал композитор В.Рубашевский. Вот так и родился квартет «Аккорд».
Почти десять лет квартет активно сотрудничал с оркестром Олега Лундстрема, успев выступить с джазовой программой на Всероссийском конкурсе артистов эстрады, прозвучать на радио и выпустить свою первую пластинку.
В 1964 году «Аккорд» отправляется в самостоятельное плавание: его начинают приглашать на «Голубой огонёк» и другие ТВ-передачи, квартет становится чуть ли не своим на радио. Уже через год он вместе с Московским мюзик-холлом выступает на сцене знаменитого парижского концертного зала «Олимпия». Впоследствии в зарубежных гастролях ансамбль побывал в полусотне стран Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. И для каждой поездки музыканты готовили что-нибудь связанное с местным колоритом, а возвращаясь на родину, неизменно включал что-то новое в свой репертуар…
В 1969 году у «Аккорда» вышел первый диск-гигант, квартет удостаивается высшей награды «Золотая пластинка» на Международном фестивале грамзаписей в Канне (Франция). К 1974 году популярность квартета достигла своего пика, а тираж его пластинок превысил два с половиной миллиона экземпляров.
Беда пришла оттуда, откуда её не ждали. Из-за проблем с алкоголем и возникшего в связи с этим напряжения в коллективе крайне одарённый Владислав Лынковский был вынужден покинуть квартет. Полноценно заменить его так и не удалось- талант и артистизм певца были неповторимыми. А после того, как в 1988 году Инна Мясникова перебралась к дочери в США (та собиралась там рожать), квартет «Аккорд» официально прекратил своё существование, оставив нам своё наследие - весёлые, задушевные песни. Некоторое время оставшиеся участники давали концерты как трио, потом супруги Зоя и Шота Харабадзе выступали дуэтом, но уже без былой популярности.
Пришло время рассказать о наиболее яркой звезде в этом музыкальном созвездии.
Вне всякого сомнения, среди великолепной аккордной четвёрки выделялась художественный руководитель Зоя Харабадзе (в девичестве Бранд, по первому мужу Куликова), имевшая внешнее сходство с Майей Кристалинской. Её красивый чистый голосок на фоне других участников звучал, как звонкий ручеёк! Удивительно и обидно, что эта талантливая эстрадная певица, известная в очень узких кругах, не сделала великолепную сольную карьеру. Хотя её сольное исполнительское мастерство было высоко оценено за рубежом: в 1969 году Зою Харабадзе включили в британскую энциклопедию «Иудаика», как выдающуюся эстрадную исполнительницу.
Помимо успехов на эстрадных подмостках, Зою Харабадзе можно смело назвать королевой закадрового советского кино. Её голос звучит во многих популярных советских кинофильмах: в «Карнавальной ночи» - это песня «Хорошие девчата» (вместе с «Аккордом»), в «Романсе о влюблённых» на пару с Градским она исполняет песню «Любовь»), в «Последних каникулах» - песню «Ты погоди» (вместе с Анофриевым), в фильме «Семь стариков и одна девушка» - песню «Совершите чудо» (вместе с Владиславом Лынковским)...
Невероятную популярность в её исполнении приобрели песни «В небе заблудилась луна» из кинофильма «Нужный человек» и «Одиссей» из фильма «Ангел в тюбетейке».
Одновременно певица выступала в иных ипостасях: как композитор (автор песен и романсов), аранжировщик (ей принадлежит авторство вокальных аранжировок песен «Я начал жизнь в трущобах городских…» из кинофильма «Генералы песчаных карьеров», алжирской «Возвращайся» и др.), она сочиняла и стихи к некоторым своим песням.
Её дочь Елена Русланова также пошла по пути матери, став певицей: окончила то же музыкальное училище и работала в ВИА «Москвички», «Музыка» и других советских ансамблях; является лауреатом Всесоюзного конкурса молодых исполнителей советской песни; с 1981 года работала в Москонцерте.
Умерла Зоя Харабадзе в 2018 году, похоронена рядом с мужем на Аксиньинском кладбище.
И она, и вокальный квартет «Аккорд» остались в памяти любителей советской эстрады прошлых лет, как неординарная исполнительница и знаковый коллектив с характерным звучанием и духом той эпохи.
Читайте мои последние публикации на канале:
- Пьянство в советской деревне: удалось ли разорвать замкнутый круг?
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!