Вспоминая свою деревенскую жизнь в 1960-1980-ые годы, отмечаю один любопытный факт: почти всё местное население из немногочисленной верхней одежды предпочитало телогрейки.
Испокон веков деревенские жители называли их по-разному: стёганками, ватниками, фуфайками (последние бабульки переиначивали в забавные «куфайки»). Эту неказистую с виду, но крайне удобную одёжку, носили поголовно все, от мала до велика, самых разных фасонов и расцветок - от рабочих серых до праздничных синих и похоронных чёрных. Были ещё и коричневые - те годились на все случаи жизни. Ей Богу, прошедшей испытание временем нашей телогреечке памятник нужно поставить!
Из Википедии:
Телогрейка - стёганая ватная куртка с хлястиком и застёжкой на пуговицах. Шьётся, как правило, из хлопчатобумажной ткани с утеплителем из ваты, которая многократно прострачивается параллельно через небольшой промежуток.
Безусловно, золотое время телогрейки приходится на послевоенное десятилетие. Вернувшиеся с фронта мужики донашивали то, в чём пришли, и к чему привыкли за годы войны. После того, как зелёные (фронтовые) снашивались, у них в обиходе появлялись обычные серые. По сути, именно по причине повсеместного распространения в 1950-1960-ые годы телогрейка стала олицетворением «серого периода единообразия» в жизни советской деревни, когда чисто рабочая одежда вынужденно (не было возможности приобрести что-то иное) использовалась и в качестве повседневной.
Как правило, колхозникам и рабочим телогрейки выдавались по месту работы. Так, мой отец, работавший шофёром в местном совхозе, в составе зимнего комплекта неизменно получал валенки, утеплённые ватные штаны, шапку-ушанку, двупалые рукавицы и, конечно же, фуфаечку. Когда он вместо старой, пришедшей в негодность или выработавшей установленный срок, получал новую, то нередко уносил её (вновь полученную) домой и использовал для личных повседневных нужд, а старая продолжала исправно ему служить на работе. И был такой круговорот, пока не кончился СССР...
Менялись люди и нравы. И, казалось бы, с ростом благосостояния деревенских жителей можно было исключить её из повседневного обихода, перейдя на набиравшие популярность в 1960-ые годы отечественные пальто и, чуть позднее, - модные дубленки. Ан нет, прижившись в годы войны и продолжая оставаться «писком деревенской моды» (а правильнее - символом её скудости), телогрейка ещё лет тридцать продолжала оставаться любимым одеянием сельских жителей.
Помню, что в нашей тверской деревне в те годы у детворы это была самая любимая одежда зимой - тёплая и лёгкая. Да и сохла быстро, когда в снегу вдоволь наваляешься! Обычно матери перешивали их под наш рост. В нашей семье, когда мы маленькими детьми забирались на горячую печку поваляться, мать неизменно подкладывала на кирпичи 2-3 телогреечки - чтобы не обожглись и бока не отлежали.
А вот деревенские девчата в 1970-ые взяли за моду дефилировать вечерком в телогреечках с завязанным сверху шарфиком. До чего роскошно смотрелось!
Да и сегодня в них кое-где ещё можно увидеть доживающих свой век деревенских старушек. Честно признаюсь: работая на огороде, сам порой предпочитаю облачаться в одну из чудом сохранившихся в родительском доме стёганок и дорожу ей безмерно…
Так что же лежит в основе всенародной любви деревенских к этой одежде?
В первую очередь, это простота и экономичность при производстве. Они не требовали ни шерсти, ни шкур, ни сложного оборудования (достаточно было обычной швейной машинки). К тому же вата (в отличие от сегодняшних дней) являлась относительно дешёвым сырьём в швейном производстве. Вот потому-то наша лёгкая промышленность по полной отрывалась на ватниках и телогрейках для нужд сельских жителей... И не стоит забывать о её экологичности, что в наше время встречается крайне редко!
Второе - дешевизна при покупке. Для большинства сельчан в те годы это являлось решающим фактором при выборе повседневной верхней одежды.
Универсальность. Телогрейка являлась для деревенских этакой палочкой - выручалочкой на все случаи жизни. Придя с полевых работ, лишь меняли её на новую (у каждого в гардеробе имелось 2-3 экземпляра) и шли на гулянку или деревенские посиделки.
Удобство в ношении. По сравнению, например, с полушубком она гораздо легче, не сковывает движения, потому устаёшь в ней меньше. А это являлось немаловажным для деревенских жителей, денно и нощно убивавшихся на колхозных полях. Да и в домашнем хозяйстве в такой одежде было одно удовольствие и вилами, и топором помахать! Её легко и быстро можно было надеть и так же скинуть. А если снаружи телогрейка была ещё обшита хорошим сукном, то вполне походила на утеплённую куртку, в которой не стыдно было показаться на людях.
Теплота. Она держала тепло даже при - 40 градусах. А если ещё к тому же телогрейка была с высоким меховым воротником (были и такие), то вообще оказывалась бесценной в суровые советские морозы: поднял воротник, застегнул на специальную петлю - лишь нос торчит, да и тот мехом прикрыт!
Многие сегодня ностальгируют по советским временам, когда все радовались лишь тому, что они жили не хуже других. И ходили при этом в обычных телогрейках…
И напоследок немного улыбнёмся в тему:
Собирается жена на курорт, наряды разные в чемодан укладывает. Заходит муж, выкидывает всё, кладет телогрейку и кирзачи:
- Это чтоб ты там не гуляла!
Возвращается жена, он её спрашивает:
- Как отдохнула?
Жена:
- Там все женщины такие нарядные - кто на танцы, кто в кино, кто в ресторан. А я куда в телогрейке? В кусты да в кусты...
Читайте мои последние публикации на канале:
- Пьянство в советской деревне: удалось ли разорвать замкнутый круг?
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!