16 января наши военные отметят своеобразный юбилей: в этот день десять лет назад было объявлено об отказе в использовании портянок в российской армии и её переходе на ношение носков. Продолжавшаяся модернизация армии наконец-то затронула и этот пахучий атрибут военной жизни, поставив крест на невероятно длительном экзотичном соседстве убогих онучей и суперсовременных межконтинентальных ядерных ракет.
Решение Минобороны об отмене портянок, являвшихся во все времена важной частью военного обмундирования большинства армий мира, вызвало тогда неоднозначную реакцию в российском сообществе. Если его женская часть (во многом с подачи Комитета солдатских матерей, выступавшего с начала горбачёвской перестройки за улучшение условий срочной службы) была несказанно этому обрадована, то у большинства испытавших на себе прелести военной службы подобная инициатива вызвала недоумение. И связано это было не только с тем, что военные реформаторы посчитали проверенный годами атрибут солдатской экипировки архаистическим, но и негигиеничным, вызывающим кожные инфекции.
К слову сказать, наши военные (в отличие от их коллег из бывших советских союзных республик) столь долго упорно держались за портянку отнюдь не из упрямого консерватизма, а из-за массы достоинств этого неказистого куска ткани размером 35 на 90 сантиметров.
С давних пор солдаты наматывали на ноги портянки: зимой - из фланелевой или байковой ткани, летом - из хлопковой. Те были теплее и практичнее носков и идеально подходили для нашей обширной территории от сибирской тайги до кавказских гор. Портянка во все времена несла сразу несколько функций. Главная из них - фиксация ноги в сапоге (чтобы та не «ездила» и не натиралась). Одновременно она оказывает фиксирующее действие на сустав и утепляет ногу. Есть и другие плюсы: её легко стирать и сушить, она долго не изнашивается, при намокании её можно быстро перемотать сухим краем к стопе, портянка не съезжает с лодыжек при продолжительной ходьбе или беге, при правильном применении одна пара вполне может заменить четыре пары носков. В конце концов, её можно смастерить из любого куска мало-мальски подходящей ткани, оказавшейся под рукой.
А все беды новобранцев, поставившие в конечном итоге крест на применении портянок в армии, появились лишь исключительно из-за их неправильного использования.
Начинались они, как правило, ещё во время «карантина» - при прохождении курса молодого бойца. На этом этапе солдатского становления многое зависело от старшины и сержантов, которым солдаты были доверены для «дрессировки». Именно тогда было важным научиться правильно портянки наматывать, чтобы попасть в боевую часть со здоровыми ногами и не попасть под обструкцию сослуживцев. Освоить эту технику было не так уж и сложно: всего лишь пять простых заученных движений на каждую ногу - и они у вас в тепле и уюте! При должном подходе за три месяца эти действия доводились до автоматизма.
Общеизвестно, что главная причина быстрого замерзания ног на морозе - влага. Поэтому солдаты советской армии для поддержания боеготовности следовали одному простому правилу: держать сухими порох и портянки! Ведь основное качество последних - способность впитывать лишнюю влагу. Соответственно, любой привал во время учений или длительного перехода служивые начинали с их перемотки сухой стороной. Замечу, что за два года службы «в сапогах» у «деревенского деда» ни разу не было проблем с простудой, хотя до армии он постоянно страдал от этого.
Сомнительным выглядит и уверение нас в том, что отказ от портянок и сапог заметно улучшит боеготовность российских солдат: мол, тем теперь не придётся тратить отводимые 10 секунд на намотку портянок и облачение в обувку. Замечу, что и ранее по скорости надевания портянки вряд ли уступали носкам - некоторые мои сослуживцы тратили на это не более 5 секунд.
К тому же, в мою бытность солдатом (это середина 1970-ых) портянки на ночь оставляли разложенными поверх сапог (так они сушились), поэтому при тревоге можно было не заморачиваться с их надеванием - ноги сразу вставлялись в сапоги с тотчас обволакивавшими их портянками.
Но такой приём был хорош лишь для учебной тревоги, а вот при многокилометровом марш-броске наспех обутым бойцам потёртости и мозоли были гарантированы. И вот тогда всему взводу предстоял нелёгкий экзамен на правильную намотку портянок, который для особо неподготовленных новобранцев продолжался в казарме после отбоя - тут уже бал правили старослужащие…
Отказ от сапог в армии и переход на берцы привёл к ношению носков, но до конца не устранил проблемы с мозолями на ногах солдат, потому как и носок имеет свойство быть некачественным, скатываться на ногах при длительном хождении пешком. Если на коротком отрезке (одни-двое суток) носки ещё справляются со своей функцией, то вот на длительной дистанции портянки оказываются всё же удобнее. Проверено на личном опыте.
Так что, сильно не удивляйтесь при виде сегодняшних солдатиков, шагающих в столовую в обычных шлёпанцах - они просто натёрли себе ножки!
Но не всё так благостно обстояло с портянками. Это к вопросу о соблюдении гигиены. Думается, каждый из служивших в Советской Армии помнит тяжёлый спёртый дух в спальном помещении казармы, когда грязные и влажные портянки наматывались вокруг сапожных голенищ для ночной просушки. А самым проверенным и действенным способом разбудить храпящего сослуживца считался следующий - водрузить тому на лицо вонючую портянку.
Портянки менялись каждую неделю в банный день одновременно со сменой постельного и нательного белья. А в течение недели каждый военнослужащий самостоятельно должен был следить за их постиркой и просушкой. При этом молодым приходилось «заботиться» не только о своих, но и о портянках старослужащих. Уклоняющиеся от этого могли иметь серьёзные осложнения в казарме.
Хотя и запах от носков тоже никуда не исчезнет, если владелец не соблюдает элементарных норм гигиены.
Портянки ругают только те, кто их никогда подолгу не носил. Сегодня вам любой охотник и рыболов подтвердит, что нет ничего лучше, чем нога, обёрнутая портянкой. Если кому-то обычные байковые представляются крайне непривлекательными и требующими постоянного ухода, то есть проверенный вариант с бумажными: ноги в тонких синтетических носках сверху обматываются газетой в несколько слоёв, а поверх такой «газетной портянки» натягивается второй носок: ноги в тепле и «портянка» не сбивается! Если предстоит долгое пребывание на морозе, не поленитесь сделать бумажные стельки из втрое сложенного листа бумаги и уложите их поверх обычной стельки - бумага будет активно впитывать всю влагу и ноги точно не замёрзнут.
Вы уж не подумайте, что «деревенский дед» окончательно выжил из ума и настоятельно призывает вновь поменять носки на солдатские портянки! Да Боже упаси! Современные армейские ботинки, созданные с учётом ортопедических особенностей ноги и повышенных нагрузок, идеально подгоняются под особенности той или иной стопы и надеваются на обычный носок. Но всё познается в сравнении, и будь последние на вооружении СА в его солдатские годы, - как знать, кому бы он сейчас пел дифирамбы! Сравнение - это инструмент, а не моральная категория, и пользоваться им тоже надо уметь! Хотя бы для того, чтобы обосновать отказ от каких-то общепринятых традиционных ценностей (это я про портянки) и в ответ на вопрос «почему» сказать: «А мне так удобнее!».
И напоследок. Поскольку мы живём в сложном мире, каждому молодому человеку не помешает овладение навыками наматывания портянок у представителей старших поколений, ещё помнящих, как это делается. Так, на всякий случай...
Читайте мои последние публикации на канале:
- Пьянство в советской деревне: удалось ли разорвать замкнутый круг?
Наиболее любопытные публикации на канале:
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!